В школу – с орденами

visibility
Всё чаще в школьных коридорах и классах учащиеся встречают людей в военной форме с орденами и медалями, с выправкой, гордой

Всё чаще в школьных коридорах и классах учащиеся встречают людей в военной форме с орденами и медалями, с выправкой, гордой осанкой.

Они приходят сейчас не только на уроки мужества и в Дни знаний, но и в обычные дни занятий. Ряды участников Великой Отечественной редеют и им на смену приходят те, кто нёс службу в послевоенное время, стоял на страже Родины. Так, частым гостем в школах стал и капитан третьего ранга Станислав Кукушкин.

…За окном бушует май. Цветёт сирень. Где-то в кустах на берегу Верхнего пруда заливаются соловьи. Мы сидим в уютной гостиной дома Кукушкина на берегу пруда. День клонится к вечеру. Наступает время, когда хорошо думается. Не случайно выбрал это время Станислав Борисович для того, чтобы мы могли с ним беседовать в спокойной обстановке.

В школу – с орденами– Станислав Борисович, раньше, когда в победный май в школу приходили участники Великой Отечественной, у детей замирали сердца при виде тех, у кого ещё не выветрился порох боёв и сражений, чьи раны ещё болели… А о чём рассказываете им Вы, дети войны, на каких примерах учите мужеству и стойкости?

– К сожалению, мы потеряли целое поколение молодых. И к рассказам ветеранов они относились как к чему-то досадному, непонятному и ненужному. Зачем обществу потребителей рассказы о героях? Зачем нужны подвиги? Из средств массовой информации полезла всякая духовная зараза, развращающая юные души. И ведь дети всерьёз полагали: то, о чём говорят с экранов телевизоров и что там показывают, – нормально и достойно подражания! Их никто не научил различать чёрное и белое, понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ну и пошло-поехало, все знают, какие плоды мы пожинаем сегодня.

– И чаша терпения переполнилась…

– У ветеранов, у офицеров запаса. Во всяком случае, в нашей Выксе это так и случилось. Мы пошли к детям. Кто бы мог подумать, но мы встретили сопротивление: «Вы мешаете образовательному процессу». «Тогда давайте составим график нашей совместной работы, чтоб не мешать вам и не терять времени нам», – сказали ветераны. На том и порешили. Добрые контакты и понимание нашли в школах №№4, 9, Проволоченской. Выезжаем довольно часто в лагерь «Лазурный». То ли дети изменились, то ли педагоги стали понимать, что без воспитания у учащихся чувства патриотизма мы можем уйти в никуда, но отношение меняется. Дети слушают и задают вопросы.

– А с чего Вы начинаете рассказ?

– Детей нужно увлечь. Говорю: «Вы знаете, что в Нижегородской области – примерно 3 миллиона жителей? А знаете, что 300 человек – Герои Советского Союза? Вот каким надо быть патриотом Родины, чтобы защищать её, не щадя жизни своей!» Рассказываю про флот, потому что мне это близко: я кадровый морской офицер, капитан третьего ранга. И дети слушают о юнге из Выксы Саше Чаулине и его подвиге; об отважном комендоре, торпедисте с подлодки Василии Субботине; о капитане второго ранга из Шиморского Алексее Шигарове, который прошёл всю войну от командира артиллерийского боевого расчёта до командира корабля. «В жизни всегда есть место подвигу», писал Максим Горький, а мы, учащиеся советской школы, любили сочинения на эту тему. И мы хотели стать героями, хотели тоже быть мужественными и отважными. Преподавателями у нас были вчерашние фронтовики, что тоже важно. Стремились овладевать профессиями, где могли бы проявить лучшие качества.

– И потому Вы в юности выбрали морское училище?

– Да, это был мой выбор. Поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова. Учиться было интересно. После первого курса мы проходили практику на паруснике, после второго – на ледоколе, затем – на подводной лодке. И началась моя морская служба. Заочно закончил и военное училище, когда служил на Севере в Краснознамённой дивизии кораблей охраны водного района, в дивизионе морских тральщиков. Во-первых, корабли – особые. Их называют пахарями моря. Во-вторых, я понял, что с окончанием войны боевая деятельность не завершается. Перед нами стояла задача очищать море от вражеских, да и от своих мин, чтобы обеспечить безопасность судоходства. Изо дня в день мы подвергались опасности, выполняя свою важную работу. И до сих пор, может быть, где-то в Баренцевом или Белом морях лежит на дне смертоносный снаряд или мина, дожидается своего часа. Об этом я тоже рассказываю ребятам, повторяя, что в жизни, действительно, ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ. Как успели совершить его в мирное время выксунские матросы-герои с атомных подлодок Виктор Астахов и Валерий Суханов.

А в завершение необходимо сказать, что всем нам, обществу нашему, учителям, родителям, всем здравомыслящим людям надо понять: без знания истинной истории нам не построить справедливое общество. Особенно без знания истории Великой Отечественной.

 

Елена Липатова. Фото из семейного архива