Меньше месяца остаётся до 13 марта – дня, на которое решением Земского собрания района назначено голосование по наделению вновь образуемого муниципального образования статусом городского округа. Округ – это объединённый муниципалитет. Помните детскую песенку: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»? Или стихи: «Кто шагает дружно в ряд? Наш отряд!». Или… О том, что «вместе мы – сила», говорили всегда. О том, надо ли муниципалитетам объединяться, рассуждают наши эксперты.
Валерий Шанцев,
губернатор Нижегородской области:
– Большинство районов Нижегородской области поддерживают идею преобразования в городские округа. Борский городской округ, ранее прошедший процедуру преобразования, является лидирующим муниципальным образованием в регионе по бюджетной политике и уровню доходов. Очередь – за Выксунским районом. Не сомневаюсь, выксунцы примут верное решение.
У нас более 600 муниципальных образований, из которых около трети – сельские муниципалитеты. Большинство из них не насчитывает даже трёх тысяч жителей. Они не обеспечены ресурсами и не могут ничего сделать для населения. Бюджеты в них не исполняются, градостроительная политика не ведётся. Фактически всё передано на уровень районов. Зачем тогда эта власть нужна? По каждому поселению в регионе должен быть сформирован план развития. Нужно аккумулировать усилия и решать все проблемы не за сто лет, а за пять. Объединение поможет этому.
Дмитрий Медведев,
Президент РФ:
– Ситуация летних пожаров-2010 подтвердила: полномочия поселений без денег – это фикция. Вот такие чрезвычайные обстоятельства выявляют самые слабые места. Много анархии, если выражаться по-научному, а, в общем, это более жёстким словом называется – бардак, и надо с этим бороться. Помните, как говорили: глава муниципального образования виноват, потому что он не потушил пожар. Надо понимать, что в одиночку ни глава муниципального образования, ни кто-то другой в стране некоторые пожары моментально потушить не может. Действовать нужно вместе. Вертикаль власти нужна. Главное, чтобы был порядок.
Политическая система государства будет обновляться и совершенствоваться. В этом году мы начали движение к созданию такой политической системы. Будем производить реформы: лейтмотив – реформы для людей, а не люди для реформ. Не обрадую тех, кто боится и не хочет перемен. Перемены будут, постепенными, продуманными, поэтапными, но неуклонными и последовательными.
Что касается укрупнения муниципальных образований, оно является отражением объективных экономических и демографических тенденций. Объективно растёт роль экономически успешных муниципалитетов, способных выступить локомотивами развития территорий. Проводить укрупнение следует на рациональной основе – с учётом мнения граждан.
Владимир Путин,
председатель Правительства РФ:
– Мы уже приняли программу повышения эффективности бюджетных расходов, начиная с 2012 года переходим на новые, программные принципы формирования федерального бюджета. В основу бюджетного планирования будут положены долгосрочные государственные программы. Естественно, стоит вопрос и о совершенствовании межбюджетных отношений (и прежде всего в интересах самих регионов) с целью повышения качества жизни людей. Наша задача – обеспечить равные возможности, высокий уровень государственных, социальных услуг всем гражданам вне зависимости от места их проживания. Экономика восстанавливается, и у регионов появляются дополнительные финансовые возможности. Очевидно, что идеология межбюджетных отношений также нуждается в корректировке. Прежде всего, должна быть усилена стимулирующая роль федеральной поддержки и, особо подчеркну, расширена финансовая самостоятельность тех регионов, которые должным образом заботятся о развитии экономики, проводят ответственную бюджетную политику, развивают региональные программы, модернизируют политическую и социальную сферы. То есть надо дать больше простора для инициативы тех, кто готов работать и действовать активно, и работает эффективно.
Участие муниципальных образований в таких программах обусловлено принципом софинансирования, оно возможно именно при их концентрированных бюджетах.
Виктор Лунин,
председатель Заксобрания Нижегородской области:
– Как экономист не могу не относиться положительно к преобразованию муниципальных образований путём объединения в городские округа. Главное – концентрация бюджетных средств неминуемо ведёт к рациональному распределению расходов. Муниципальному образованию городской округ, таким образом, предоставляются более широкие возможности для участия в долгосрочных целевых программах, реализация которых основана на софинансировании из бюджетов различных уровней.
Бор, Семёнов уже пошли по этому пути. На очереди другие муниципальные образования области. К слову, к нам за опытом уже обращались из Санкт-Петербурга и Перми. Наши городские округа ещё только делают первые шаги. Конкретный, детальный анализ опыта округа Бор Ассоциация председателей представительных органов власти муниципальных образований региона будет проводить по итогам первого полугодия-2011. Но и сейчас уже можно говорить о явных плюсах: экономия бюджетных средств на текущий год в этом округе прогнозируется в сумме не менее 30 млн рублей. В любом случае, вопрос о преобразовании решается не волевым властным решением, а всенародно на референдуме. Как жители того или иного района решат, так и будет.
Анатолий Козерадский,
депутат Государственной Думы РФ:
– Нельзя не отметить то положительное, что уже делается в Выксунском районе, например, в отношении обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. Предпринимаются шаги для приведения в порядок ЦРБ. Остаются проблемы с дорогами, чистой водой, некоторыми долгостроями. Необходимо решать и более мелкие, не столь масштабные вопросы, так называемые текущие. Но текущее – это, собственно, и есть наша каждодневная жизнь. Хорошая она, или не очень, – во многом зависит, конечно, от власти.
Сегодня, как допускает ФЗ-131, власть может быть одной на территории. Так было раньше, не исключено, что так станет вновь. Объединение решит многие проблемы.
Но преобразование затевается не только для того, чтобы нам всем облегчить жизнь, избавив от необходимости ломать голову над тем, куда – «в город или в район» – идти с той или иной проблемой. Считаю главной его целью «выстраивание» вертикали власти. Только тогда у территорий появятся предпосылки для развития. А сейчас отсутствие эффективного управления селом обусловлено именно отсутствием прямой подчинённости глав поселений главе муниципального района.
Дмитрий Шуров,
министр внутренней политики Нижегородской обл.:
– В Нижегородской области идёт процесс преобразования районов в городские округа. Это не обязательная программа. Но вскоре мы увидим разительное отличие в работе поселений, ставших едиными, и, думаю, желающих обрести статус городского округа среди муниципалитетов появится немало.
В целом народ за объединение. Так, в ноябре 2010 г. в Семёновском районе состоялось голосование по вопросу «Согласны ли вы на наделение образуемого в результате объединения поселений района статусом городского округа?». В голосовании приняли участие жители 13 муниципальных образований – сельсоветов и города Семёнов. Явка составила в Семёнове 53,58%, в сельской местности – 67,4%. За присвоение району статуса городского округа высказались 85,6% участников голосования на селе и 89,94% – в Семёнове.
Ранее аналогичное голосование состоялось на Бору. В нём также приняли участие более 60% избирателей, из них около 70% проголосовали за округ.