КОМУ НА СЕЛЕ ЖИТЬ ХОРОШО

account_circle
visibility
Результаты исследований и конкретные дела «Политикам недостаёт времени взглянуть на окружающий мир. Они воспринимают страну, в которой живут, исключительно как широкую избирательную платформу, этого им вполне достаточно, чтобы какое-то время...

Результаты исследований и конкретные дела

«Политикам недостаёт времени взглянуть на окружающий мир. Они воспринимают страну, в которой живут, исключительно как широкую избирательную платформу, этого им вполне достаточно, чтобы какое-то время спокойно жить. Они делают то, что, по их искреннему убеждению, улучшит положение, и очень удивляются, когда этого не происходит, а всё дело в том, что людям нужно совсем не это», – эти слова сказаны леди Агатой Кристи более сорока лет назад.
   Для того чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы не вышло по знаменитому черномырдинскому «хотели как лучше, а получилось…», в преддверии выборов в представительные, они же законодательные, органы власти вновь образованного объединённого муниципального образования городской округ город Выкса, было решено провести исследование социально-политической ситуации в районе. Исследование по теме «Влияние ОАО «ВМЗ» на социально-экономические факторы моногорода Выкса» в рамках федеральной целевой программы по моногородам проводилось методом фокус-групп с тем, чтобы прояснить проблематику города и района с последующей детализацией выявленного. Исследование – не единственный шаг в данном направлении. Руководство района ежеквартально выезжает «на места», кроме того, организуются встречи с трудовыми коллективами предприятий и учреждений. Стараются выслушать всех, берут на контроль самые, казалось бы, малозначительные вопросы: из мелочей складывается истинная картина происходящего в районе сегодня. Имея чёткое представление о ней, сумеешь сделать то, что улучшит положение дел, то, что нужно людям.
   На первый взгляд, жить на селе действительно было бы очень даже неплохо. Леса, луга, свежий воздух, экология… Но проблемы есть. Жители поселений говорят об отсутствии газификации, о низком качестве воды, о внутрипоселковых дорогах, состояние которых оставляет желать лучшего, о слабо развитой социальной инфраструктуре, о старении населения и невозможности найти достойно оплачиваемую работу в селе. Со всем этим нужно что-то делать. Люди сомневаются, а получится ли? Ведь существующие реалии появились не вдруг. Значит, ничего «вдруг» и не изменится?
    Но на деле оказывается, что перемены, причём разительные, очень даже возможны. Самый яркий пример – Верхняя Верея, где все достижения цивилизации после пожаров-2010, можно сказать, вихрем ворвались в село.
   Очевидно, нет смысла приводить здесь неоднократно публикуемые ранее цифры и факты. Ограничимся характеристикой новой Верхней Вереи, которую дал заместитель губернатора Дмитрий Сватковский в ходе проведения форума «Стратегия 2020. Региональная проекция» в феврале текущего года в Нижнем Новгороде. Говоря о необходимости создания нормальных условий жизни повсеместно, замгубернатора привёл в пример Верхнюю Верею как село качественно нового уровня:
   – В этом посёлке-погорельце за три месяца было отстроено несколько сот домов по современным технологиям. Результат: молодёжь, которая раньше рвалась в город, возвращается в Верею. Пример достоин тиражирования по всей России, поскольку очевидно, что надо создавать новые населённые пункты, надо проводить санацию!
   К слову, «Стратегия 2020» включает планы по социальному и экономическому развитию страны в целом и каждого региона в отдельности. Цель проведённого форума – «услышать» проблемы конкретного субъекта Федерации непосредственно на месте. Главная цель «Стратегии» - к 2020 году сделать Россию самой привлекательной для жизни страной. Сценарий развития вырабатывается именно в ходе форумов – открытой площадки, где лучшие интеллектуальные силы, вне зависимости от политических взглядов, определяют пути движения к будущему. Причём работа на них выстроена так, что «федералы» не столько позиционируют постулаты, «спущенные сверху», сколько участвуют в живой дискуссии представителей региона. Нельзя не заметить параллель: выходит, в районе грамотно подошли к делу, работа организована по тому же принципу.
   Вернёмся в Верхнюю Верею. Сказать, что все безоговорочно довольны, значит слукавить. Недовольные есть и будут всегда. Кому-то не нравятся новые дома, кто-то выражает сомнения в части реальной стоимости возведённого. Им даёт ответ Юрий Щеголев, генеральный директор организации, производящей основные работы по восстановлению села, ГУ НО «Нижегородстройзаказчик»:
   – Проверками, неоднократно проводимыми и Генеральной прокуратурой РФ, и Территориальным управлением Росфиннадзора нарушений по стоимости строительства не установлено. Что касается инфраструктуры, построены сети электроснабжения, связи, газоснабжения, водопровод, дороги. Затраты подтверждены проектно-сметной документацией, прошедшей экспертизу. Они неоднократно проверялись различными структурами, о чём говорилось выше. Нарушений по стоимости работ также не установлено.

Дают ответ и соседи, жители посёлка Виля:
– Зависти к верхневерейцам нет, всё построили, дай Бог.
   Значит, село качественно нового уровня – это не миф. Да, появилось оно нестандартным путём. Рекордно сжатые сроки его возведения были продиктованы суровой действительностью. Нельзя было людей, из-за пожара лишившихся крова, оставить без него же на зиму. Да, одним районным бюджетом этого было бы не сделать. Работа шла в команде. Участвовали федеральный и областной бюджеты, градообразующее предприятие ОАО «ВМЗ». Кстати, заслуги последнего в организации и тушения пожаров, и ликвидации их последствий, и оказания помощи погорельцам выксунцы, отвечавшие на вопросы в фокус-группах, отмечают безоговорочно:
   – Самую первую помощь, наверно, начал оказывать завод. Я работаю в прокатном цехе, у нас остановили полностью всё
производство, сняли людей и направили на тушение пожаров.
   – Очень хорошо поддержал завод пострадавших от пожаров, и не только своих, металлургов, а всех.
   Итак, нет ничего невозможного. И другие сёла территории, пусть не сразу, но поэтапно, в плановом порядке, могут быть преобразованы. Проще всего сказать: «не делается ничего», «нас бросили, про нас забыли», «а у нас, к примеру, до сих пор посёлок не газифицирован». Проблему газификации посёлка Виля его жители неоднократно поднимали на встречах с районной властью:
   – Рядом посёлок Проволочное, его три года как газифицировали. Наш посёлок самый большой, но нам газ не ведут и молчат об этом. Потому что нет перспектив.
   На самом деле перспективы есть. Все они нашли отражение в «Стратегии социально-экономического развития территории до 2020 года», которая регулярно корректируется. Этот основополагающий документ более детально определяет приоритеты территориального развития района. Он учитывает все направления реализации стратегических целей, направленных на обеспечение жизнедеятельности и касающихся промышленности, агропромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры, социальной сферы и, конечно, инвестиций. Перечень адресных инвестиционных проектов – основа для разработки «Стратегии».
   Формирование перечня – одна из функций инвестиционного комитета – коллегиального органа по рассмотрению и принятию решений по основным инвестиционным проектам, реализуемым на территории района. Его работа позволяет определить необходимый объём финансирования на развитие района на конкретные периоды. Используется комплексный подход с оценкой целесообразности вложения средств. Как результат, проекты «с бумаги» переносятся в реалии. Например, реанимированы проекты по прокладке газопроводов в Виле и Нижней Верее, к софинансированию привлекаются областные средства. Здесь и проект «Чистая вода» (две скважины в Борковке и одна в Тамболесе уже запущены), и объездная дорога (необходимо чёткое понимание места прокладки её второй очереди с учётом пуска Стана-5000 и полигона ТБО). Ещё пример: котельная в Ближне-Песочном. Проект в стадии реализации как очень перспективный, он сможет окупиться буквально в течение года.
    Поскольку жизнь территории и жизнь завода тесно взаимосвязаны по всем возможным аспектам, создан координационный совет администраций градообразующего предприятия и района. Концентрация усилий и средств не может не дать положительного результата, особенно когда «в связке» – областная и муниципальная власти и завод – основной налогоплательщик, гарант инвестиционной привлекательности района, его лидирующих позиций в регионе. При таком раскладе округ сможет принять участие в гораздо большем числе федеральных и областных целевых программ, направленных на повышение качества жизни населения, в том числе и сельского.
   Как аналогию можно отметить действующее четырёхстороннее соглашение по программе развития моногорода Выкса (для выполнения проекта объединились региональное правительство, металлургическая компания, районная и городская администрации). Оно нацелено на то, чтобы темп положительной динамики социально-экономической составляющей территории не уступал градообразующему предприятию, опыт и потенциал которого может и должен применяться для развития округа.
   Выборы в Совет депутатов городского округа 18 сентября станут следующим шагом по закреплению принципа «мы вместе». Идёт процесс формирования новой власти, единой сильной команды лидеров, знающих, что и как следует делать для максимально успешной реализации самых смелых проектов; делать то, что нужно округу и живущим в нём людям.

P.S. Сегодня мы рассуждали о проблемах села. О том, «Кому в городе жить хорошо», читайте в номере «ВР» за 19 августа.