Местное самоуправление: 25 лет. Этапы большого пути

account_circle ВР
visibility
21 апреля в России отмечается День местного самоуправления. Давайте вспомним, как мы пришли к сегодняшней системе МСУ и как шло её становление, в том числе в Выксе, после распада Союза Советских Социалистических Республик

Традиции местного самоуправления уходят корнями в далёкое прошлое. Уже в одной из первых древнерусских летописей, известной Повести временных лет, указывалось, что восточные славяне сохранили в ряде городов одну из наиболее важных традиций патриархального самоуправления – право избирать (приглашать на княжение) главных должностных лиц городов. 

В истории местного самоуправления России отмечаются периоды его процветания при Иване Грозном, Екатерине II, Александре II. Земская реформа Александра II 1864 года – настоящий прорыв. Она закрепляла за местным самоуправлением до 60% всех собираемых с территории платежей, а по 20% уходило в государственную казну и губернию. В основе данной реформы – выборность, гласность как форма контроля, независимость от государственной власти. Губернатор мог приостановить действие решений земских учреждений, а они в свою очередь – обжаловать действия губернатора в Сенате. В компетенцию земства входили: распределение повинностей и сбор налогов, обеспечение продовольствием, начальное образование, медицинское обслуживание и многие другие вопросы.

Октябрьская революция 1917 года провозгласила курс на передачу всей полноты власти, в том числе и на местном уровне, в руки Cоветов. Городские думы и земские учреждения были ликвидированы, в отдельных случаях они самораспустились. 

Через местное самоуправление прошли практически все современные государства. Благодаря усилиям теоретиков и практиков муниципального движения была выработана общая позиция в понимании местного самоуправления, которая нашла своё закрепление в принятой странами – членами совета Европы 15 октября 1985 года Европейской хартии местного самоуправления. Закрепление в международном праве понятия местного самоуправления в значительной степени повлияло на возрождение в СССР (РСФСР) местного самоуправления в начале 1990-х гг. В законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года подчёркивалось, что местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением всех вопросов социального и экономического развития территории. 

С принятием закона «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года начался трудный 25-летний путь возрождения местного самоуправления в России. Государство пыталось в очень сложных социально-экономических и общественно-политических условиях осуществить реорганизацию органов местной власти – Cоветов народных депутатов, избранных на выборах 4 марта 1990 года. 

В Выксе в конце 1991 года в Совете, состоящем из 150 депутатов, вместо президиума был создан Малый совет, в который вошли председатель Cовета, заместитель председателя и 19 председателей постоянных комиссий. Вместо исполкомов (исполнительных комитетов) Cовета народных депутатов были созданы администрации. Началось назначение глав. По представлению Выксунского городского Совета народных депутатов главой администрации Нижегородской области Борисом Немцовым председатель исполкома Анатолий Козерадский в конце декабря 1991 года был назначен главой администрации – мэром города. 

Главы администраций городов, районов в свою очередь получили право назначать глав сельских поселковых администраций. Такие назначения на территории Выксунского района прошли в период с января по апрель 1992 года. Главы администраций исполняли свои обязанности на принципах единоначалия. Процесс перехода от Советов народных депутатов к местному самоуправлению осложнялся по многими причинами. Прежде всего, стремительно обострялся политический кризис – отношения между Верховным Cоветом РСФСР и Президентом Борисом Ельциным зашли в тупик. Близился экономический обвал. 

Политический кризис в октябре 1993 года закончился расстрелом Верховного Совета. 

В соответствии с указом Президента от 26 октября 1993 года Советы народных депутатов всех уровней  прекратили свою деятельность. Их полномочия были переданы главам администраций. 

К чести руководства Нижегородской области, в отличие от многих других регионов у нас не было перерыва в работе органов местной власти. Переход к новым органам произошёл плавно. Уже на 27 марта 1994 года были назначены выборы депутатов Законодательного собрания, представительных органов городов, районов, посёлков, сельсоветов.

Лица местного самоуправления, самого приближенного к населению уровня посёлков,
сельсоветов муниципальных образований,
входивших в состав Выксунского муниципального района до образования городского округа

самоуправление4.jpg

Выкса: Время. События. Факты. От «А» до «Я»

Альтернативные выборы в местные Советы народных депутатов РСФСР XXI (последнего) созыва впервые за всю историю Советов состоялись 4 марта 1990 года. На 150 избирательных округов было выдвинуто более 500 кандидатов. Только 22 избирательных округа были безальтернативными.

Бизнес малый и средний формировался в начале 1990-х годов при активной поддержке органов местного самоуправления. На 1 июля 1991 года в Выксунском районе было зарегистрировано более 100 кооперативов, малых предприятий и товариществ. Их выручка от реализации продукции составила 14 млн руб. Для сравнения: на благоустройство города и населённых пунктов района из бюджета на этот год было выделено чуть более 3 млн рублей. 

Предприятиям и предпринимателям, осуществляющим производство товаров народного потребления, предоставлялись льготы по налогообложению. Не оставались без внимания сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства. Им оказывалась посильная помощь. Были приняты на бюджетное финансирование объекты социальной и культурной сферы (детские дошкольные учреждения, клубы, котельные, жилой фонд бывших колхозов и совхозов, а также ряда промышленных и строительных предприятий).

Взаимозачёты – порядок расчёта с бюджетом не финансовыми ресурсами, а выполненными работами, услугами. Ещё в 1999 году взаимозачёты Выксунского муниципалитета доходили до 67% от всего объёма бюджета. Практически прекращены на 1.12.2000 года.

Городской округ город Выкса. За его образование выксунцы проголосовали 13 марта 2011 года на референдуме. Этому предшествовало в 2009 году объединение ряда сельсоветов: Новского и Чупалейского с Ново-дмитриевским, Нижневерейского с р.п. Шиморское, Сноведского с р.п. Виля.

Думы городские, сельские, поселковые впервые избирались в соответствии с Положением об органах местного самоуправления в Нижегородской области на период поэтапной конституционной реформы 1994-1996 гг. на выборах 27 марта 1994 года. Дума города Выксы в полном составе (15 человек) по действующему тогда положению вошла в состав Земского собрания. От избранных дум р.п. Досчатое, п. Дружба, р.п. Шиморское в состав Земского собрания вошли по одному представителю. В связи с появлением муниципального образования город Выкса на выборах 16 октября 2005 года была избрана городская Дума.

самоуправление3.jpg

Главы МСУ, главы администраций посёлков, сельсоветов. 2004 год. Главы со своими немногочисленными помощниками занимались всем – от сбора налогов, распределения комбикормов и сенокосных угодий, заготовки и сдачи государству сельскохозяйственной продукции до регистрации актов гражданского состояния, паспортизации, воинского учёта и нотариальных сделок.  Главными же были вопросы жизнеобеспечения населения: водоснабжения, электроснабжения, благоустройства, связи с городом (транспорт, телефонизация), пожарной безопасности, общественного порядка, организация торгового, бытового, медицинского обслуживания, обеспечение услугами культуры, развитие физкультуры и спорта и многое другое. 
Несмотря на постоянный недостаток финансовых ресурсов, отсутствие материально-технической базы, проблемы с кадрами, главам посёлков сельсоветов благодаря их целеустремленности, настойчивости, тесному взаимодействию с руководством района, области  удавалось решать очень сложные задачи от строительства школ, детских садов до широкомасштабной газификации в 2000-е годы.


Единство действий, тесное взаимодействие всех органов и должностных лиц МСУ обеспечили городу, району, в настоящее время городскому округу, на протяжении всех лет становления МСУ эффективное решение вопросов социально-экономического развития, стабильность в общественно-политической жизни. Выкса часто шла своим путём и была примером для других муниципальных образований области.

Жилищно-коммунальное хозяйство до проведения реформы ЖКХ в начале 2000-х годов получало дотацию из бюджета на покрытие убытков.

Земское собрание – представительный орган местного самоуправления муниципального района. В Выксунском районе действовало до 18 сентября 2011 года до выборов действующего Совета депутатов. Выборы депутатов Земского собрания проходили:

1-го созыва – 27 марта 1994 г.

2-го созыва – 22 декабря 1996 г.

3-го созыва – 24 декабря 2000 г.

4-го созыва – 16 октября 2005 г.

5-го созыва – 14 марта 2010 г.

самоуправление2.jpg

Заседание Земского собрания первого созыва. 1994 год


Инвестиции ОМК в развитие Выксунского металлургического завода – большое благо не только для города, но и округа. Благодаря им округ имеет стабильный рост экономики, а это рост доходов и бюджета, и граждан.

Контроль за деятельностью главы администрации осуществляется представительным органом местного самоуправления. В соответствии с Уставом округа глава администрации ежегодно представляет депутатам отчёт о работе администрации.

Либерализация цен, проведённая в стране в соответствии с постановлением правительства РСФСР от 19 декабря 1991 года, повлекла за собой рост цен в пять-семь и более раз. Например, размер платы за одно посещение ребёнком дошкольного учреждения с 1 февраля 1992 года вырос в среднем в четыре раза. В таких же пределах подорожали школьные обеды. Стремительно обесценивались заработные платы, пенсии, стипендии. Совету народных депутатов пришлось срочно разрабатывать мероприятия по социальной защите малоимущих слоёв населения.

Молодёжная политика на территории округа проводится в рамках долгосрочных целевых программ. В октябре 2001 года в структуре администрации Выксунского района был создан комитет по делам молодёжи, ныне он преобразован в отдел молодёжной политики.

Назначение глав администраций посёлков, сельсоветов, города Выксы и Выксунского района на конкурсной основе проходило в соответствии с новыми Уставами в 2009, 2010, 2011 годах.

Опрос граждан – форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления. В соответствии с Уставом округа проводится на всей территории муниципального образования или на его части для выявления мнения населения и его учёта при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Совет депутатов и администрация городского округа успешно используют эту форму.

Приватизация. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1993 года «О гарантии прав граждан России в процессе приватизации» Совет народных депутатов был обязан до 01.08.1993 г. осуществить 100% приватизацию объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Совет народных депутатов и администрация взвешенно подходили к проведению реформ. Принимая во внимание необходимость выполнения законов РФ, Указов Президента о приватизации, депутаты и администрация посчитали целесообразным воздержаться от приватизации части объектов, чтобы иметь возможность влиять на положение дел по обслуживанию товарами первой необходимости и предоставлению бытовых услуг.

Референдум по наделению вновь образуемого муниципального образования статусом городского округа по решению Земского собрания состоялся 13 марта 2011 года. К этому времени пришло понимание, что муниципальные образования на уровне посёлков, сельсоветов по своим основным признакам (устав, представительный орган, самостоятельный бюджет) существовали формально. Решение многих вопросов местного значения из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов, исполнение государственных полномочий уже были переданы на уровень районов. Образование округа позволило обеспечить концентрацию бюджетных средств и их рациональное распределение. Городской округ получил более широкие возможности для участия в долгосрочных целевых программах на условиях софинансирования как федерального, так и регионального уровня.

Старосты в соответствии с Положением об организации местного самоуправления в Нижегородской области на период поэтапной конституционной реформы избирались в населённых пунктах численностью менее ста человек перед выборами представительных органов местного самоуправления 27 марта 1994 года.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – форма осуществления населением самоуправления посредством проведения собраний, конференций, создания рабочих органов для самостоятельной реализации собственных инициатив по вопросам местного значения. В настоящее время в округе созданы и работают ТОСы на территориях Шиморского, Новодмитриевки, Вили.

самоуправление.jpgЮбилейная дата. В ходе подготовки к празднованию 250-летия Выксунского металлургического завода и поселения Выкса в 2007 году между правительством Нижегородской области, ЗАО «Объединённая металлургическая компания» и администрацией Выксунского муниципального района было заключено соглашение о социально-экономическом партнёрстве, которым определён перечень социально-экономических мероприятий.

Финансовым источником реализации намеченных планов стало соглашение, предусматривающее разделение сверхплановых поступлений по налогу на прибыль между областным и местным бюджетами на условиях 50 на 50 процентов. За счёт полученных средств было проведено комплексное благоустройство микрорайона Центрального, в новые здания переведены военный комиссариат и прокуратура, выполнены другие ремонтно-строительные работы. За счёт средств ОМК восстановлен исторический центр города, произведена реставрация дома Баташевых, построен современный гостиничный комплекс.

Явления переходного периода к рыночной экономике, негативно повлиявшие на социально-экономическую и политическую ситуацию: кризис в экономике, спад производства вплоть до остановки и даже закрытия предприятий, невыплата заработной платы, детских пособий, стипендий, задержка пенсий, безработица (на 1.01.1997 г. составляла 4,92%, на 1.12.2000 – 0,77%), острый дефицит бюджета всех уровней, взаимные неплатежи, финансовый обвал (дефолт) 1998 года. Заработная плата начала выплачиваться по графику с 1 июля 2000 года.

На фото участники последнего заседания Малого совета 29 октября 1993 года. Многие в этом последнем созыве впервые были депутатами. Но почти четырёхлетний опыт пригодился им в работе новых органов государственной власти и местного самоуправления – Законодательного собрания, Земского собрания, администрации области и города.

Ирина Пантелеева. Фото из архива автора