Есть в администрации района структурное подразделение, вся деятельность которого направлена на пополнение местного бюджета, а как же иначе – на то он и Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ). Чем эффективнее комитет управляет доверенной собственностью, тем больше денег поступает в районную казну. История КУМИ началась двадцать лет назад, с выхода закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в соответствии с которым было принято решение областного Совета народных депутатов о создании органов по управлению государственным и муниципальным имуществом.
На основании областного документа 31 июля 1991 года президиум городского Совета народных депутатов постановил образовать в структуре исполкома комитет по управлению муниципальным имуществом района.
Руководство комитетом поручили зам. председателя исполкома Ф. Ларионовой, её заместителем назначили Б. Федякова. В состав комитета вошли заведующая городским финансовым отделом Н. Глухова, управляющая отделением Промстройбанка А. Куренкова, председатель плановой и бюджетно-финансовой постоянной комиссии горсовета Ю. Сластилова, депутаты В. Шикин, В.Пирогов, С. Баранов, В. Шестаков. Но справедливости ради надо отметить, что работа в комитете для его членов была, скорее, дополнительной нагрузкой к их основной деятельности.
Несколько позже штат КУМИ был сформирован из постоянных сотрудников. В феврале 1992 года его председателем назначен Н. Ефимов. Предстояла серьёзная работа по реализации закона о приватизации муниципального имущества. Однако сначала необходимо было определить, сколько его, где расположено. Одна из трудностей заключалась в том, что к моменту приватизации основная часть муниципальных предприятий была передана в аренду. Требовалась точная оценка имущества, чтобы разделить, какая часть в его стоимости принадлежит муниципалитету, какая – арендатору, который свои средства тоже вкладывал в развитие предприятия.
Тот состав КУМИ можно назвать первопроходцами, так как всё, что они делали, было впервые, и опыт проведения приватизации негде и не у кого было позаимствовать. Законодательство тоже трактовало сей процесс слишком обобщённо. Нормативная документация практически отсутствовала – муниципалитетам её ещё предстояло разработать.
Рассказывает Николай Ефимов, председатель КУМИ с 1992 по 1998 год:
– Процесс приватизации шёл сложно, опыта никакого, нормативная база слабая. Первыми приватизированными объектами стали магазин «Обувь» и керосиновая лавка на рынке. Большая трудность заключалась в определении начальной цены объекта. Хотя в законе и говорилось, что остаточная стоимость должна браться по балансам, но где взять эти самые балансы, если в тот период у нас ещё не было муниципальных предприятий!
Работа КУМИ велась в двух направлениях: приватизация объектов, управление муниципальным имуществом. Первое вёл начальник отдела Борис Львович Федяков, второе – начальник отдела Лидия Владимировна Шлокова. Цель общая – пополнение бюджета, а для этого необходимо было провести инвентаризацию имущества, находящегося в собственности района.
Предстояло решить и такую задачу, как создание муниципальных предприятий для содержания муниципальных инженерных сетей. В этом процессе наш комитет «играл первую скрипку»: разрабатывали уставную документацию, определяли уставной капитал, а также заключали по согласованию с руководством района договоры с директорами МУПов.
Весь процесс приватизации контролировался областным руководством. Сроки были достаточно сжатыми. За этот период были приватизированы практически все объекты торговли и общественного питания. Более 70% из них стали собственностью трудовых коллективов.
В 1998 году председателем КУМИ стал Виктор Киреев. Осенью 2001 года деятельность КУМИ дополнили функцией управления земельными ресурсами. Возглавил отдел земельных отношений Владимир Устинов. Под его грамотным руководством сотрудники отдела провели кропотливую работу по учёту и оформлению земельных участков. Только за 2009-2010 годы в КУМИ поступило более 5,5 тыс. заявлений от граждан и юридических лиц по вопросам оформления прав на землю и предоставления земельных участков.
В настоящее время коллектив КУМИ состоит из 18 сотрудников с хорошей профессиональной подготовкой. Минувший год был особенным – предстояло в кратчайшие сроки оформить, восстановить документы на земельные участки и частные домовладения для жителей района, пострадавших от лесных пожаров. И специалисты комитета с этой сложной задачей успешно справились. Кроме того, в 2010 году было заключено 760 договоров купли-продажи земельных участков на территории города и района. Доходы от аренды земли составили более 32 млн руб., от продажи – около 27 млн. Поступления в казну от аренды муниципального имущества превысили 13,4 млн, от его реализации – 96 млн. В 2011 году одна из задач КУМИ – модернизировать систему управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, осуществить поэтапный переход по предоставлению услуг гражданам и юридическим лицам в электронном виде.