Объективный взгляд: проблемы, планы, перспективы

account_circle
visibility
В рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития Выксунского района до 2020 года» свёрстан «Инвестиционный паспорт района», где произведена оценка текущей инвестиционной деятельности и строительства, налогового, ресурсного и инвестиционного потенциалов. Паспорт включает...

В рамках разработки «Стратегии социально-экономического развития Выксунского района до 2020 года» свёрстан «Инвестиционный паспорт района», где произведена оценка текущей инвестиционной деятельности и строительства, налогового, ресурсного и инвестиционного потенциалов. Паспорт включает и перечни проектов: уже выполненных, находящихся в процессе реализации и только намечаемых. О «Стратегии» и оптимальных путях претворения в жизнь её положений, об участии государства в развитии бизнеса и законодательном урегулировании этих процессов говорит генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, депутат Законодательного собрания по Выксунскому и Кулебакскому районам Дмитрий Краснов.

– Дмитрий Германович, охарактеризуйте, пожалуйста, место Выксунского района в экономических перспективах региона.
– Если в двух словах: Выксунский район – лидер в Нижегородской области, своего рода локомотив. Безусловно, истоки роста экономических перспектив – в металлургии. Выксунский металлургический завод можно назвать флагманом в отрасли, ТПП открыла дополнительную точку по обеспечению экспортно-импортных операций предприятия на месте. Идёт рост. Если бы в Выксе ввели в эксплуатацию аэродром, район мог бы претендовать на центр металлургии европейского уровня. Правда, стоит учесть и такой нюанс: сегодня превалирует пусть не сырьевой вариант, но лишь обрабатывающее направление.
   Хочется отметить роль ОМК: это, безусловно, серьёзная металлургическая компания с солидным валовым доходом. Важно, что она развивается не только с точки зрения инвестирования в производство, но и как инвестор в «серое вещество», делая «вклады» в интеллект, причём не только работающих на её предприятии, но и за его пределами.
   Действует практика заключения соглашений между областным правительством, компанией и администрацией района. В рамках таких соглашений, в частности, предусматривается развитие вузовского образования. Причём высшая школа должна готовить кадры не только для металлургического комплекса, но и для социальных нужд района. Подход верный, так как сегодня 50% выпускников вузов по области не востребованы, а при подобном раскладе речи быть не может о каком-либо развитии территории. В Выксунском районе предпринимаются реальные позитивные шаги по изменению ситуации.

– Недавно на встрече Investment Management Club состоялась презентация «Стратегия развития Выксунского района. Механизм привлечения инвестиций. Брендинг малых территорий». Как Вы её оцениваете?

– Выксунский район – один из первых, представивших на уровне области «Стратегию развития -2020». Стратегия реалистична, её положения основаны строго на базе холодного экономического расчёта без всяких мечтаний. Главное – есть ясность в том, куда развиваться. Есть понимание, что, прежде чем привлекать средства, необходимо провести мониторинг и понять, что нужно району, и что он может предложить инвесторам. Следующий шаг – определение целей и организация площадок для инвесторов, которые впоследствии придут и без лишних проволочек начнут работать.
   Особое внимание инвесторы обращают на транспорт, ресурсы и кадры. Решение этих проблем на малых территориях требует комплексного взвешенного подхода. Разработчики «Стратегии» его использовали.
   Думаю, здесь сыграла свою роль и «война горящего лета-2010». Иначе как войной испытания, выпавшие на долю района, не назовёшь. Экстремальные ситуации всегда мобилизуют людей, выявляют самых способных к принятию ответственных решений. Важно и то, что разработчики документа искали как адептов идей, так и оппонентов. Результат – объективность и трезвый предварительный расчёт, наличие чёткого прозрачного плана, основанного на принципе «главного звена». Понимание базовой позиции инвестиционного плана у района есть. Поэтому моя оценка «Стратегии» положительная.
   Далее должна следовать разработка проектного планирования инвестиционной деятельности при участии регионального министерства экономики. Безусловно, бюджета муниципалитета на выполнение всего запланированного не хватит, надо искать серьёзных инвесторов. Только при партнёрском взаимодействии возможен синергический эффект. И, конечно, при решении проблемы кадровых ресурсов.
   Она актуальна повсеместно. Взгляните на обстановку по области. На 26 тысяч вакансий 22 тысячи безработных. А перетока как не было, так и нет. В чём дело? В том, что нужно готовить «нового» высококвалифицированного, технологичного рабочего и современного предпринимателя. Не может на должном уровне, с полной отдачей трудиться тот, кто выучился на слесаря четверть века назад и с тех пор никак не повышал квалификацию, не обучался, не осваивал новые подходы и приёмы.
   Вернёмся к ВМЗ. На протяжении последних 20 лет я регулярно бываю на предприятии, сам свидетель тому, как на нём развиваются процессы. Там в этом отношении действует системный и грамотный плановый подход.

– Вы сторонник планового порядка?
– Да. Думаю, жизнь подтверждает разумность такой позиции, особенно в бизнесе. Государство должно создавать стабильные условия, чтобы люди могли планировать. Кредитные ставки, тарифы, другие составляющие – их состояние можно прогнозировать, мониторить только на год, что не позволяет рассчитывать динамику развития производства. Риски, в этом случае, значительно возрастают.
   Не стоит увлекаться идеями саморегулирования рыночных отношений. Практика показывает, что все уверения в том, что рынок всё выстроит, беспочвенны. Так, последние 20 лет мы, по большому счёту, вообще не поддерживали производство, у нас до настоящего времени нет внятной, конструктивной промышленной политики. Регулировать процессы можно только продуманными, взвешенными законами, где чётко изложены экономические механизмы. Никогда и ничего не делается само по себе. Если пустить всё на самотёк, потом будешь сетовать: «Знал бы, куда, соломки бы подстелил»… Но если отвечаешь за судьбу страны, то просто обязан знать, куда, когда и как эту соломку подстилать, причём до того, когда что-то произойдёт, а не постфактум.

– И какие же условия для пла-нирования должно создавать государство?
– Оно должно создать прозрачные и понятные «правила игры» – прежде всего, в налоговой сфере, в формировании тарифной политики, стимулирующей развитие производства, доступа к банковским услугам и т.д. Бизнес, в свою очередь, должен отказаться от конвертов, «серых» налоговых схем, недобросовестного отношения к персоналу и пр. Оптимально, когда каждый занимается своим делом и играет по правилам.
   Ещё момент: государство не должно выступать в роли бизнесмена. Есть система госзаказов, плати и получай. Причём оплачивать следует вперёд, а не через полгода после выполнения работ. Повсеместно обсуждаются негативные стороны размещения государственного заказа в рамках ФЗ №94. Но выполнение любого дела, равно как и создание тех или иных тенденций, зависит только от людей. Ругаем систему, но зачастую недостатки не в ней самой, а в исполнении ею предписанного, то есть в человеческом факторе.
   То же относится к малому и среднему предпринимательству. Привыкли считать, что оно в основном занимается торговлей и строительством. Требование времени – его переориентирование на производственный, особенно инновационный сектор. В идеале малый бизнес подобной направленности должен получать заказы от крупных предприятий и выполнять их. Это получается далеко не у всех, но ведь получается!

– Есть конкретные примеры?
– Конечно. Так работает с предпринимательством, например, Борский стекольный завод. Но обычно крупные предприятия предпочитают работать с теми малыми, что ими самими и созданы. Бытует мнение, что так удобнее. Во-первых, отсутствует конкуренция, во-вторых, практически нет риска обмана. Увы, в настоящее время у нас не сформирована культура ведения бизнеса, а традиции русского купечества восстанавливаются очень медленно. Прошедшие двадцать лет становления бизнеса в России – срок недостаточный для того, чтобы всё возвратилось на круги своя.
   Подвижки, безусловно, есть. Однако есть и много «но». Малый бизнес должен стать производственным, высокотехнологичным, инновационным. Важно, чтобы он пришёл в село, однако там нет стабильных условий для развития, качественно новых комфортных условий жизни. От малого предпринимательства ждут налоговых отчислений, при этом действия финансовых властей зачастую обескураживают.
   Глубокие сомнения вызывает разумность перевода на бизнес-рельсы ЖКХ. Как можно делать бизнес на разрушенном хозяйстве, которое, в сущности, относится к области социальной политики? Данный сектор должен развиваться с точки зрения направления всех ресурсов на реконструкцию, ремонт жилищного фонда, развитие коммунального хозяйства, качественного энергетического обеспечения, но не с позиций получения прибыли.
   Справедливости ради: многие предприниматели готовы работать в «белом» секторе. Уже сегодня малый и средний бизнес даёт четверть общего объёма регионального производства.

– Значит, будущее за малым и средним бизнесом?
– Во всяком случае, это серьёзный и весомый сегмент этого будущего. Малые предприятия могут быстро перестраивать производство с учётом небольших объёмов капитальных вложений, они более мобильны в поиске нового высококачественного товара.
   И государством сегодня преду-сматриваются финансовые ресурсы, создаются инновационные фонды и пр., однако человеческий фактор мешает полноценному развитию ситуации. В настоящее время нужна децентрализация, перераспределение ресурсов из центра, из Москвы на развитие территорий, для «прихода» сюда венчурных, инвестиционных капиталов.
Кроме того, у нас, увы, не всегда возможно оценить, когда идея станет товаром; недостаточно развита структура коммерциализации инновационного бизнеса.

– Возможно, в роли именно такой структуры могут выступать бизнес-инкубаторы, подобные тому, что строится сейчас в Выксунском районе?

– Правильно ли расценивать бизнес-инкубатор как «палочку-выручалочку», по мановению которой развитие малого бизнеса покатит, как по рельсам? Не сов-сем. Считаю, что такая структура целесообразна как звено в цикле «идея – инкубатор – технопарк – производство», аналогичном «идея – НИОКР – опытное производство – завод», имевшему место в СССР. Данная цепочка должна формироваться на базе запросов компаний, уже занимающихся реальным производством, которые провели основательные маркетинговые исследования, позволяющие определить параметры товара «будущего». То есть они должны ясно представлять, какой продукт будет востребован через 5 лет.
   Следовательно, инновационная инициатива должна исходить от предпринимательского сообщества, от производств. В Выксунском районе таким инициатором и заказчиком должны выступать, возможно, металлургический завод и другие предприятия. Если бизнес-инкубатор будет функционировать без какой-либо привязки, его заявленные функции окажутся нереализованными. Американизмы, неадаптированные к российским реалиям, не решат нашу проблему, которая заключается в отсутствии устойчивого процесса консолидации идей.
   Кроме того, в нынешней ситуации крупные предприятия предпочитают покупать готовые станки.Это – следствие того, что в России значительно снизились объёмы выпуска средств производства. Мы можем производить отечественные машины, станки, оборудование, но они, безусловно, должны быть конкурентоспособными. Ничего сложного в этом нет, не с нуля же начинаем.
   Есть мировые наработки, контакты, опыт – Китай, например, который вовсю развивается. Чем мотивировать развитие отечественногомашиностроения? Только стимулированием предприятий и развитием добросовестной конкуренции. Понимание необходимости этого есть, но нормативное регулирование такое сложное, что даже возникает вопрос: а туда ли мы вообще идём?

– О столь сложном нормативном регулировании Вы говорите именно как законодатель?
– И как законодатель, то есть депутат регионального парламента, и как генеральный директор Торгово-промышленной палаты области. Нередко ТПП воспринимается как некий буфер между властью и бизнесом. Это не так. ТПП – площадка для прозрачного и конструктивного диалога предпринимателей и власти, дающая бизнес-сообществу возможность участвовать в программах развития региона. У бизнеса есть и корпоративные, и конкурентные интересы. А наша площадка позволяет уйти от конкурентных интересов, искать общие подходы в преодолении проблем.
  Что касается законодательства, палата проводит экспертизу проектов, экспертное сообщество даёт предложения по конкретным экономическим мероприятиям. Важно отсутствие коррупционной направленности, не менее важен юридический язык, которым прописаны конкретные экономические механизмы.
   Закон должен быть максимально приближен к прямому действию, а не сопровождаться большим количеством подзаконных нормативно-правовых актов. Чем проще, тем меньше возможностей для злоупотреблений.  Хочу, чтобы законы работали на территорию и решали её проблемы, поэтому и принял предложение пойти в депутаты. Сам работаю в эффективном взаимодействии с губернатором и правительством Нижегородской области, районной и городской администрациями, это даёт возможность доводить позицию предпринимательского сообщества. Мы должны понимать, чем и как живёт район, чтобы знать, в чём ему помогать.

Из инвестиционного паспорта: уже выполнено
Только за последние три года (2008–2010) объём инвестиционных вложений в экономику района составил более 65 млрд рублей. На протяжении ряда лет в районе наблюдается положительная динамика инвестиционных процессов и введения в эксплуатацию новых объектов. Это:

  • строительство и ввод в производство литейно-прокатного комплекса ЗАО «ОМК-Сталь»;
  • строительство толстолистового прокатного стана «Стан-5000» ОМК;
  • реконструкция цехов основного и вспомогательного производства на ОАО «ВМЗ»;
  • модернизация литейного производства ОАО «Дробмаш»;
  • ввод в эксплуатацию грузового причала на р. Оке;
  • открытие производства по пе-реработке древесных отходов в топливные гранулы (пеллеты) ООО «М-Стайл компании»;
  • строительство 39 объектов розничной торговли, 14 – общепита, 10 – бытового обслуживания населения;
  • строительство усадебно-промышленного комплекса Баташёвых-Шепелевых с размещением гостиницы на 98 номеров и рестораном на 60 мест;
  • открытие отделения гемодиализа в Выксунской ЦРБ;
  • строительство и открытие из-раильско-российского медико-диагностического центра «Рус-ИзраМед»;
  • открытие ФОКа «Олимп»;
  • строительство и ввод коровника на 400 коров беспривязного содержания с доильным залом в ООО «Агрофирма «Металлург»;
  • строительство и пуск в эксплуатацию свиноводческого двора на 4500 голов на свинокомплексе ООО «Агрофирма «Металлург»;
  • начало строительства бизнес-инкубатора;
  • завершение строительства и открытие школы в с. Проволочное;
  • строительство детского сада в с. Верхняя Верея на 49 мест;
  • ввод 110 тыс. кв. метров жилья; строительство и сдача в эксплуатацию 83,74 км газовых сетей; прокладка 78 км сетей водоснабжения и водоотведения, 24,3 км сетей электроснабжения; ремонт 7,8 км тепловых сетей.

Из инвестиционного паспорта: будет выполнено до 2020 года
Приоритетные социальные инвестиционные проекты на долгосрочную перспективу:

  • проектирование и строительство объездной дороги по территории района;
  • реконструкция ДК им. Ленина;
  • реконструкция акушерского отделения (родильного дома) МУЗ «Выксунская Центральная районная больница» на 70 мест;
  • строительство женской консультации на 150 посещений в смену;
  • строительство ФОКа в юго-западной части Выксы;
  • строительство двух дошкольных образовательных учреждений на 270 и 240 мест в Мотмосе и Борковке;
  •  реконструкция стадиона «Авангард»;
  • реализация целевой программы «Чистая вода»;
  • реконструкция набережной линии Верхнего и Нижнего прудов;
  • разработка проектно-сметной документации по капитальному ремонту гидротехнического сооружения «Восстановление первой очереди

водосбора Досчатинского водохранилища».
Общий объём предполагаемых инвестиций более 2,5 млрд рублей. Проекты реализуются в период 2012-2020 гг.

Из инвестиционного паспорта: скоро будет выполнено
Перечень инвестиционных проектов, запланированных на ближайшую перспективу:

  • пуск «Стана-5000» до 2012 г.;
  • модернизация трубоэлектро-сварочного комплекса труб большого диаметра;
  • модернизация трубоэлектро-сварочного комплекса труб малого и среднего диаметров;
  • создание центра исследовательских лабораторий (первый этап). Создание условий для исследований материалов и процессов, охватывающих металлургические переделы, представленные на предприятиях ЗАО «ОМК»;
  • программа мероприятий по энергосбережению и экологии;
  • организация транспортных развязок и проведение благо-устройства территории в районе КПП-4. Обеспечение условий снабжения листом и отгрузки труб ТЭСК ТБД;
  • переработка шлака сталеплавильного производства ОАО «Выксунский металлургический завод» и литейно-прокатного комплекса филиала ОАО «ОМК-Сталь»;
  • модернизация ЛПК филиала ОАО «ОМК-Сталь»;
  • строительство кирпичного завода;
  • организация производства глубокой переработки древесины на основе использования отходов производства дерево-обработки;
  • развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса; создание бизнес-инкубатора;
  • модернизация участков производства творога и сливочного масла;
  • производство бутилированной питьевой воды 1 категории;
  • комплексная застройка западного микрорайона Выксы;
  • создание центра бытовых услуг;
  • строительство плавательного бассейна;
  • строительство логистического центра;
  • строительство мусоросортировочного комплекса с межмуни-ципальным полигоном для хранения непригодных к переработке ТБО.

Общий объём инвестиций – более 57 млрд рублей.

Татьяна Снегирева