От наместников и волостелей до Совета депутатов

visibility
21 апреля – День местного самоуправления Два Совета – одни задачи Фронт и тыл едины По законам военного времени Все силы на пополнение бюджета Культуру – в массы Местное самоуправление от «А» до «Я»

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что такое органы местного самоуправления и каковы их полномочия? Думаю, что большинство ответит отрицательно.

Информация, размещённая в «Теме номера», позволит восполнить этот пробел. Мы совершим экскурс в историю, поскольку зачатки местного самоуправления появились ещё в XIV–XV веках, расскажем о его cтановлении и развитии до настоящего времени. Подробно остановимся на работе местной власти в годы Великой Отечественной войны, ведь победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.

Итак, День местного самоуправления в соответствии с указом Президента России №805 от 10 июня 2012 года отмечается 21 апреля. Именно в этот день в 1785 году Екатерина II подписала важный документ – «Грамоту на права и выгоды городам Российской Империи». Сегодня Конституция РФ определяет местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Так пожелаем, чтобы местное самоуправление во всех уголках нашей великой страны укреплялось и совершенствовалось, а российские граждане принимали в жизни общества самое активное участие.

 

До войны, в годы войны и до середины 1960-х годов на территории Выксунского района действовали два Совета депутатов – районный и городской. Городской Совет был образован в 1935 году после присвоения в 1934 году Выксе статуса города. Районный занимался решением хозяйственных и социально-культурных вопросов на селе, городской – в городе.

В 1941 году работали Советы, избранные на два года в ходе выборов 24 декабря 1939 года. Срок их полномочий истекал в декабре 1941-го. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР он был продлён на год. В последующем такие Указы принимались ежегодно. Первые послевоенные выборы в местные Советы прошли 21 декабря 1947 года.

В связи с введением военного положения в стране определялись и задачи Советов: оказывать всемерную помощь фронту и крепить тыл. Возросла военно-мобилизационная и оборонно-массовая роль Советов.

 

От наместников и волостелей до Совета депутатовДеятельность и районного, и городского Советов депутатов трудящихся, их исполкомов была тесно связана с деятельностью Горьковского городского комитета обороны и подчинена, прежде всего, решению военно-организационных вопросов. Например, исполкомы райсовета и горсовета, партийные и профсоюзные организации были обязаны оказывать помощь по развёртыванию и работе госпиталей.

Уже вечером 22 июня 1941 года было получено задание: за две недели развернуть госпиталь №2837 на 200 мест на базе Ближнепесоченского дома отдыха (ныне база отдыха «Металлург»). Почти одновременно был развёрнут гос-питаль №2838 на 1000 мест во дворце им. Лепсе. В конце 1941 года – на базе школы №8 и нового хирургического корпуса больницы, рабочего клуба и детского сада №2 ВМЗ. В школе №4 открыт сортировочный пункт раненых. Только благодаря организаторским способностям руководителей исполкома, начальников госпиталей и главных врачей, помощи населения (люди несли постельные принадлежности, посуду, одежду) задание по развёртыванию госпиталей было выполнено в установленные сроки.

В конце сентября 1941 года, когда враг угрожал Москве, было объявлено о всеобщем обязательном военном обучении, формировании народного ополчения. Исполком и военкомат организовали три учебных пункта военного всеобуча. После работы люди учились владеть оружием – винтовкой, гранатой, пулемётом. Здесь же готовили группы истребителей танков, миномётчиков, механиков-водителей, связистов, сандружину. На заводах были сформированы команды местной противовоздушной обороны. К этой работе привлекались депутаты, актив, члены постоянных комиссий.

17 октября 1941 года областной комитет обороны отдал приказ о строительстве оборонительных рубежей вдоль Оки. Исполкомы, горсоветы и райсоветы мобилизовали для этого рабочих, служащих, учащихся техникума, ремесленных училищ, старшеклассников, домохозяек. Городские жители работали по пять дней, сельские – семь. Работы начались 5 ноября 1941 года, а закончились в январе 1942 года.

 

Большинство решений исполкомов и горсовета, и райсовета свидетельствует об организации жизнедеятельности города и населённых пунктов района в условиях военного времени. Так, пунктом «г» постановления исполкома горсовета от 6 августа 1941 года устанавливается «движение по городу и нахождение в местах общего пользования (парк, клубы, столовые, магазины и т.д.) с 6 часов утра до 12 часов ночи». Пункт «д» этого же постановления «допускает появление граждан на территории города Выксы после 12 часов ночи, занятых на работе, которые при требовании дежурных на кварталах обязаны предъявить специальные пропуска».

Большое внимание исполкомом горсовета уделялось вопросам экономии электроэнергии и топлива. В газете «Выксунский рабочий» за 2 октября 1942 года размещены два решения от 30 сентября 1942 г.: «Об экономии и нормах расхода электроэнергии» и «Об экономии, хранении, учёте и расходовании топлива». Первое запрещало пользоваться электроприборами для отопления жилых помещений и электроосвещением в дневные часы. Второе обязывало руководителей в целях устранения бесхозяйственности и наведения порядка в использовании топлива обеспечить его строжайшую экономию.

Эффективным методом решения военно-хозяйственных задач было социалистическое соревнование. Например, условия областного и районного соревнований сельсоветов включали: своевременное комплектование животноводческих ферм, увеличение поголовья скота, посевных площадей, заготовку кормов, уборку урожая в сжатые сроки, досрочную сдачу госпоставок по хлебу, яйцам, коже и т.д.

Газета «Выксунский рабочий» от 14.08.1942 года среди лучших Советов отмечает Дальнепесоченский (впоследствии Новский), Полдеревский, Черновской, а также депутата Досчатинского поселкового Совета Анну Ивановну Шарову, которая много усилий приложила на то, чтобы не было ни одного недоимщика по поставкам мяса государству.

 

От наместников и волостелей до Совета депутатовВ связи с перераспределением средств на оборонные нужды Советам приходилось пересматривать бюджеты, учитывать и перераспределять рабочую силу, организовывать подготовку и обучение кадров для народного хозяйства.

Неимоверно сложной была задача – выполнить финансовый план, то есть собрать все налоги, которые на время войны были увеличены Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и подоходному налогу с населения». Её размер составлял 100% к сумме, предъявленной к уплате. Но при этом предоставлялись льготы хозяйствам колхозников и единоличников, в состав которых входили граждане, находящиеся на действительной военной службе и призванные по мобилизации.

Дополнительным источником средств в госбюджет были государственные военные займы. Население, подписавшись на займ, как бы давало государству взаймы свои сбережения. Но не все граждане готовы были отдать своё, заработанное тяжёлым трудом. Поэтому работники партийных, советских финансовых органов, руководители предприятий, учреждений, организаций, коммунисты, комсомольцы проводили большую разъяснительную работу, агитацию за подписку.

В годы войны были и другие формы финансовой помощи государству от граждан: страхование своей жизни и полное внесение годового взноса при оформлении документов, сдача на хранение в сберкассу всех свободных денежных средств. За досрочное выполнение финансового плана IV квартала 1941 года Выксунскому району было присуждено переходящее Красное знамя областного Совета депутатов трудящихся. Огромная работа была проведена среди граждан по досрочной уплате всех финансовых обязательств перед государством. В результате финансовый план IV квартала 1941 года был выполнен 10 декабря, а к концу квартала выполнение составило 119%.

 

Культурно-просветительская работа на селе в условиях военного времени была организована на базе изб-читален. За организацию этой работы отвечали сельские советы и отделы народного образования. В избах-читальнях организовывались лекции, встречи с фронтовиками, работали кружки агротехнической учёбы, медсестёр, самодеятельности. В городе помещения многих учреждений культуры, как и образования, были переданы под военные нужды – воинским частям, госпиталям, поэтому мероприятия проводились в библиотеках.

После передачи ДК им. Лепсе под госпиталь клубная работа переместилась на второй этаж магазина №10 на улице Ленина. Здесь показывали фильмы, организовывали концерты, танцы. Работал клуб завода ДРО. В доме Баташёвых всю войну работал клуб мотобронеучилища. При учреждениях культуры и образования были организованы агитбригады, которые выступали в цехах заводов, в госпиталях, колхозах.

Руководители городского и районного отделов народного образования и директора школ мобилизовали все силы и средства, чтобы перестроить работу школ на военный лад. С руководителей строго спрашивали за выполнение учебных планов и программ. Уделялось большое внимание организованному проведению каникул. Зимой – новогодние ёлки, походы на лыжах, экскурсии на природу, чтение книг и журналов; летом – школьные и загородные пионерские лагеря. Во всех школах велась кружковая работа.

Великая Отечественная война – один из самых драма­тических периодов в истории страны, когда проходили испытания на прочность все социальные институты и, в первую очередь, органы местной власти, как наиболее приближённые к населению. Созданные революцией Советы в суровые военные годы приняли на себя тяжёлое бремя военно-хозяйственных задач, сыграли важнейшую роль в обеспечении социаль­но-бытовых и культурных потребностей населения. И ка­кие бы политические силы ни приходили к власти в стране, они не должны игнорировать огромную напряжённую рабо­ту людей предвоенного, военного и послевоенного времени, которые одержали победу над фашизмом и восстановили разрушенное и уничтоженное народное хозяйство страны.

 

Администрация района пришла на смену исполкомам местных Советов в связи с реформой от 24 мая 1991 года. На первом этапе она была подотчётна местным Советам и вышестоящим исполнительным органам – губернатору, администрации области. Администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета. Главу администрации города, района назначал губернатор, но по представлению соответствующего Совета. Глав сельских, поселковых администраций – глава администрации района.

* * *

Белозерская уставная грамота, данная Иваном III населению Белозерского княжества в 1488 году, – первый законный акт, ограничивающий власть кормленщиков (см. ниже). Одна из её статей запрещала наместникам и волостелям (см. ниже) лично собирать сборы с населения. Для этого жители выбирали сотских. В судебнике 1497 года такой порядок был узаконен. Он стал первым опытом самоуправления на Руси.

* * *

Воевода – основное звено местного самоуправления в Русском государстве в XVII веке. Он осуществлял охрану федеральной собственности, боролся с укрывательством беглых, с несоблюдением порядка вообще (бунт, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост.

* * *

Городовое положение от 16 июня 1870 года предоставляло право участия в городских выборах всем обывателям без сословных различий, владевшим недвижимым имуществом или платившим в пользу города какой-либо налог.

* * *

Дворяне в ходе административных реформ, проведённых Екатериной II, укрепили своё положение в местном управлении и суде. Они не только выбирали главу уездного дворянства, но и главу полиции – земского исправника, главу сословного суда – уездного судью, заседателей. Доходы земств в конце XIX – начале XX века складывались из обложения земель, лесов, недвижимого имущества, торговых и промысловых документов. Земское обложение затрагивало все слои населения.

* * *

Екатерина II приняла меры по совершенствованию местного самоуправления. Но большая часть земских повинностей шла на государственные нужды.

* * *

Жалованная грамота городам – законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля 1785 года – стала настоящим прорывом в местном самоуправлении. К участию в нём привлекались все жители города, имевшие дома. Общая городская дума избиралась из представителей всех сословных групп.

* * *

Земская реформа 1864 года Александра II закрепляла за местным самоуправлением до 60% всех собираемых с территории платежей, а по 20% уходило в государственную казну и губернию. С ней связаны самые значительные преобразования местного самоуправления. В её основе – выборность, гласность как форма контроля, независимость от государственной власти. Губернатор мог приостановить решения земских учреждений, а они – обжаловать действия губернатора в Сенате. В компетенцию земства входили: распределение повинностей и сбор налогов, обеспечение продовольствием, начальное образование, медицинское обслуживание и многие другие вопросы.

* * *

Иван IV в 50-х годах XVI века отменил наместничество и ввёл земское самоуправление, осуществлявшееся выборными земскими старостами. Старосты – «излюбленные головы» – в середине XVI века избирались в уездах и волостях крестьянами и посадскими людьми из своей среды на неопределённый срок.

* * *

Кормление – система, на которой в XV веке строилось местное самоуправление. Наместники и волостели за управление уездом или волостью жалования не получали, а «кормились» за счёт сбора податей с населения.

* * *

Местное самоуправление – форма осуществления населением своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения.

* * *

Наместники и волостели – прообраз нынешней местной администрации. Волости и станы – административно-территориальные единицы в русском государстве – входили в состав уездов. Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя из бояр, а волостями –
волостели из более мелких феодалов.

* * *

Октябрьская революция 1917 года ликвидировала земства. На смену им пришли Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, депутатов трудящихся, народных депутатов. Они представляли собой низовое звено единого госаппарата. При определении компетенции и пределов полномочий местных Советов устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

* * *

Правление Петра I (1672-1725) отмечено в истории Российского государства проведением административной реформы, в основу которой были положены принципы организации местного управления западно-европейских стран. Но они не смогли прижиться в России. Самоуправленческие начала в этот период практически были подавлены.

* * *

Реформа 1861 года, отменившая крепостное право в России, позволила создать на местах всесословные учреждения. Крестьяне получили свои органы местного самоуправления – сельские и волостные сходы. Через них вчерашние крепостные входили в земство.

* * *

Статистические исследования были организованы в конце XIX века в связи с недостатком сведений о ценности и доходности недвижимого имущества – главного объекта земского обложения. Земства собирали сведения о землепользовании, способах обработки земли, аренде, использовании наёмной рабочей силы, крестьянских хозяйствах, количестве скота, инвентаря. По технике и полноте российская статистика во многих отношениях стояла выше европейской.

* * *

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного (и под свою ответственность) осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

* * *

Устав городского округа является документом высшей юридической силы в системе правовых актов муниципалитета. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории округа.

* * *

Формы непосредственного осуществления местного самоуправления – местный референдум, муниципальные выборы, голосование по вопросам изменения границ городского округа, его преобразования, правотворческая инициатива граждан, ТОСы, публичные слушания, собрание граждан, конференция, опрос, обращение в органы МСУ округа и т.д.

* * *

Целовальники – земские судьи или «лучшие» люди – избирались на Руси в XVI веке в уездах и волостях крестьянами и посадскими людьми: вначале на неопределённый срок, позднее выборы стали ежегодными.

* * *

Шестигласная дума в количестве шести человек избиралась из состава городской думы в соответствии с городовым положением от 16 июня 1870 года. По данному положению городская дума состояла из гласных, избираемых на четыре года городским избирательным собранием. Дума собиралась один раз в год или по особой надобности, но городскими делами занималась повседневно. Гласные дум жалованья не получали. Их служба относилась к общественным обязанностям.

* * *

Экономическая основа МСУ – находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права.

* * *

Юбилейные даты. В этом году исполнилось 25 лет со дня принятия закона СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Согласно этому закону система МСУ включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления (Советы и комитеты микрорайонов, домов, уличные, квартальные, сельские комитеты и др. организации), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан и иные формы непосредственной демократии. 28 августа 1995 года Президентом Борисом Ельциным был подписан Указ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

* * *

Ястребков Пётр Сергеевич – Почётный гражданин Выксунского района, с 1971 по 1978 год работал председателем исполкома Выксунского городского Совета, с 1978 по 1982-й – первым секретарём горкома партии. В этот период построены хлебозавод, мясокомбинат, птицефабрика, узел связи, кинотеатр «Родина», гостиница «Россия», телецентр, школы №№4, 6, Чупалейская, Новодмитриевская, детские сады, свыше 400 тысяч квадратных метров жилья и другие объекты.

 

Наталья Орлова. Фото Надежды Темник и из архива музея ВМЗ.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала ветерана муниципальной службы Ирину Пантелееву

 

blog comments powered by Disqus