Иверский женский монастырь отмечает 145-летие. Безусловно, в сравнении, например, с Киево-Печёрской лаврой, это не возраст. И всё же… Рассказывает настоятельница монастыря монахиня Антония (Миронова).
Листая прошлого страницы
Несмотря на достаточно юный возраст обители и её сегодняшнее состояние, выксунцам есть чем гордиться. В своё время Иверский монастырь занимал значительно большую площадь, нежели Дивеевский, незадолго до закрытия в нём было 1000 сестёр. Кроме того, это был второклассный монастырь, то есть монахини в нём находились на полном обеспечении. Основное отличие от третьеклас-сного, каковым являлся Дивеев-ский, в том, что в последнем такого не практиковалось. Там монахини занимались рукоделием, выставляли свои изделия на продажу, тем и жили – одежда, обувь и т.д. Кормили их, конечно, всех, но в остальном…
Всегда было много желающих стать сёстрами обители. И все – с соответствующими документами. Ни для кого не секрет, что сегодня некоторые граждане из религиозных соображений пытаются отказаться от светских документов. Это абсурд! Даже в старые времена они были основанием для проживания в монастырях, скитах и пр.
В исторических хрониках есть данные о том, каким было монастырское хозяйство. Богатейший скотный двор – коровы, свиньи, птица. Хоть монашествующие сами и не едят мясо, продавать его могут. Вот и тогда мясо реализовывали, а шкуры выделывали с целью последующего использования. Монахини плели корзины, держали огромную пасеку, был и кирпичный завод. Необычным для того времени можно считать зимний сад, где выращивали экзотические фрукты, которые поставлялись даже на императорский стол по благословению старца Варнавы.
Основатель обители
О нём, преподобном Варнаве Гефсиманском, можно говорить и говорить. Именно его трудами и молитвами столь недолго просуществовавший до революции монастырь (после 1917-го трудовая артель, сформированная из монахинь, распалась во второй половине 20-х, незадолго до того, как взорвали святыни) снискал славу по всей Руси. Сам же старец, лёгкий на подъём, неустанный труженик, в обители бывал до двенадцати раз в год.
Я считаю, что батюшка Варнава – не просто монастырский человек. Это гражданин Выксы с большой буквы. То, что он сделал, сопоставимо с трудами братьев Баташёвых. Если те создали на выксунской земле оплот металлургии, то он – оплот духовности, причём менее, чем за пятьдесят лет. Он прославил выксунский край на столичном уровне. И сегодня он молится за всех своих духовных чад. А самые близкие, самые дорогие ему – выксунцы. Отрадно отметить, что уже ведутся предварительные работы по возведению ему памятника. Хотелось бы, чтобы люди понимали: это будет не простое рукотворное воспроизведением, идол. Это будет образ, восходящий к первообразу. И просить о милости Божией мы будем не металл, а самого батюшку Варнаву.
Обитель нынешняя
Старания преподобного Варнавы не пропали даром. Лишённая былого величия, обитель всё же жива. Второе рождение её пришлось на осеннюю Иверскую. Именно в этот день в 1996 году прошла здесь архиерейская служба, и ныне покойный митрополит Николай (Кутепов) с амвона объявил: четырём сёстрам из Дивеево перебраться в Иверский монастырь с тем, чтобы содействовать его возрождению. Среди названных была и я. Конечно, сестёр теперь значительно меньше, не тысяча, а всего шестнадцать. Ведём хозяйство, окормляем детей, исполняем молитвенное правило. Хочется провести такую параллель. Прежде чем пройти по хорошему асфальту, надо произвести предварительные работы. Расчистить место, положить основу…
Сейчас мы закладываем основу, мы можем одновременно молиться и работать. Те, кто нас сменят, придут уже на созданные для молитвенного подвига условия. И будут молиться перед иконой Иверской Божией Матери. Не перед той, конечно, что была в своё время прислана сюда батюшкой Варнавой. Она, к сожалению, не сохранилась, данных о ней почти нет. Но осталась икона, написанная сёстрами в конце XIX века. Мы просим Царицу
Небесную о заступничестве, благодатном по молитвам батюшки Варнавы.