Каким святым выксунцам молится Церковь

visibility
О святых Выксунского округа, работе епархии по поиску информации о подвижниках и о том, как Церковь признаёт человека святым, рассказал священник Даниил Гондуров.

Отец Даниил служит в Иверском женском монастыре, преподаёт в православном духовном училище и выполняет послушание заместителя председателя комиссии по канонизации святых Выксунской епархии. Священник также занимается научной работой – ему присвоили степень магистра богословия.

Выксунские святые относятся к группе новомучеников и исповедников Российских. Кто они?

– Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – это группа святых, принявших кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Их больше тысячи: от царя до крестьянина. Начинается перечисление со святителя Тихона, в годы патриаршества которого начались гонения. Список пополняется до сих пор: каждый год Церковь признаёт новых угодников Божиих. 

Новомучениками называют святых, которых лишили жизни за веру во Христа, а исповедниками – тех, кто претерпел гонения и другие карательные меры, но не лишился жизни.

А как определяют, что человек был святым? 

– Такие решения принимает Комиссия по канонизации святых, действующая при Священном Синоде с начала 90-х годов. Её специалисты занимаются сбором и проверкой информации. 

Сегодня во многих епархиях работают собственные комиссии. Есть такая и у нас в Выксе. Её задача – передавать материалы о местных подвижниках благочестия на рассмотрение в Синодальную комиссию, которая решает вопросы о Всероссийском почитании святого. Оно утверждается Архиерейским собором РПЦ. Прославление в лике новомучеников для молитв только на территории епархии возможно после принятия решения местной комиссией.

Какие исследования проводит комиссия по канонизации?

– Было бы необоснованным рассматривать всех погибших в пору гонений на Церковь людей как мучеников. При изучении материалов об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Комиссия по канонизации исходит из тщательного анализа конкретных обстоятельств этих смертей. Гонения первого периода времени (1918-1921 гг.) почти не подтверждаются письменными источниками: следствие в те годы велось редко, единственными свидетельствами о репрессиях оставались ордера на арест и расстрельные приговоры. Точные даты смерти и даже имена многих убиенных за веру в годы гражданской войны невозможно установить даже сегодня.

В дальнейшем органами ГПУ и НКВД уже осуществлялась подробная запись своих действий – от оперативной разработки до вынесения приговора. Доступ к ним сегодня стал свободнее. 

Значение и ценность протоколов заключаются в том, что, скреплённые подписью находившегося под следствием христианина, они становились свидетельством его позиции накануне кончины. 

Также в делах содержались многочисленные и разнообразные сведения биографического характера, которые позволяли восстановить обстоятельства жизни подследственного и выявить круг знавших его людей. 

Синодальная комиссия по канонизации святых принимает копии всех материалов следственного дела: анкету арестованного, протоколы допросов и очных ставок, обвинительное заключение, приговор тройки, акт о приведении его в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельство смерти подследственного.

К сожалению, в связи с отсутствием в период 1920-1930-х годов церковной периодической печати, прекращением церковно-издательской и просветительской деятельности эпистолярное наследие новомучеников в редких случаях становится доступным для исследования. Происходит подобное лишь тогда, когда это наследие сохранилось в основном в архивах частных лиц в виде рукописей, писем, дневниковых записей.

По каким признакам определяют святого? Велик ли шанс на ошибку?

– Православное догматическое богословие выделяет три критерия, по которым того или иного угодника Божия прославляют: святость жизни, здравость учения и свидетельство Церкви. Поэтому одних пострадавших мы канонизируем, а о других храним память, совершая за них заупокойные панихиды.

А в Выксунской епархии комиссия по канонизации давно работает?

– Комиссию учредили в 2013 году по благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы (Баранова). Это научно-исследо-вательский орган, который занимается сбором архивной информации по делам новомучеников и исповедников, подготовкой материалов к канонизации подвижников веры и представлением их Синодальной комиссии. Епархиальные специалисты находятся в постоянном контакте с церковными и государственными архивами, где собирают объективную биографическую информацию. Особо плотно мы сотрудничаем с Нижегородским и Владимирским государственными архивами.  

Пострадавших священнослужителей много, но комиссия обладает не всей информацией, лишь некоторыми биографическими справками. 

После скрупулёзно проведённого исторического исследования материал выкладывается в открытый доступ. Почитать о местных святых можно на официальном сайте Выксунской епархии. Знание церковной истории эпохи гонений – проявление уважения к своей нации, своим землякам и своим единоверцам.

Наследие мучеников и исповедников – пример их праведной жизни и стойкости в вере даже перед смертельной опасностью. Специалисты епархиальных отделов, которые работают с молодёжью, и неравнодушные прихожане проводят встречи и лектории о святых Выксунской епархии. До пандемии люди регулярно собирались на встречи в краеведческой библиотеке «Отчий край», где слушали доклады и обсуждали подвиги местных святых. Мы молимся Богу о скорейшем прекращении эпидемии коронавируса. Это позволит возобновить собрания и продолжить распространять информацию о наших земляках, которые не убоялись отдать свою жизнь за Христа.

Епархия уже издавала жития новопрославленных местных святых?

– Да. Особое внимание стоит обратить на церковно-исторический труд комиссии по канонизации «Жития новомучеников и исповедников Выксунской епархии». В книге говорится о священномучениках: Александре Поспелове, Иоанне Тихомирове, Михаиле Гусеве, Валенте Никольском, Иоанне Лазареве, Петре Сахаровском, Николае Рюрикове, Николае Восторгове, Николае Зеленове и Павлине Старополёве. Все они погибли за Христа в первой половине ХХ века. 

О подвиге этих угодников Божиих написано в нашей книге. Найти её можно в храмах епархии и библиотеках городского округа. Электронная версия труда также находится в свободном доступе на сайте Выксунской епархии. Её можно бесплатно скачать.

В чём важность подвигов новомучеников?

– Эти люди погибали не на площадях при скоплении народа. Они встречали смерть в заключении, вдали от посторонних глаз. У погибших за веру священников и мирян был один судия – глас Божий в человеке – совесть. Именно она не позволила им отречься от Христа и дала силы пройти свой путь до конца. Такой твёрдой приверженности своей вере стоит поучиться каждому православному христианину.


Священник Иоанн Тихомиров

Будущий угодник Божий родился в августе 1876 года во Владимире в семье коллежского регистратора и дворянки. 

После смерти матери Ваню и его брата отправили на воспитание к дедушке, который был настоятелем сельского храма. Это повлияло на мальчика: он окончил Владимирскую  духовную семинарию, а в 1898 году принял сан в храме во имя Успения Пресвятой Богородицы села Шиморское. Там он и служил священником. Отец Иоанн вёл активную общественную работу: был законоучителем народных училищ в Песочном и Тамболесе, проповедовал среди раскольников.

Жизнь священника была идиллией: в  его доме постоянно звучал детский смех, здесь часто собиралась верующая молодёжь. У семьи  была хорошая библиотека, рояль – семеро детей отца Иоанна обучались музыке. Постоянно выписывались  детские журналы.  Супруга священнослужителя Валентина занималась садом, сам же он любил рыбалку и прогулки по лесу.

Всё изменилось в 30-е годы. На священников начались открытые гонения. Отец Иоанн отправил свою супругу к дочерям в Егорьевск, а сам без страха в ночь на 26 января 1938 года вышел к приехавшей за ним тройке. Батюшку обвиняли в контрреволюционной деятельности и заговоре против власти. Свой земной путь Иван Тихомиров окончил 11 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой, вместе с ещё 20 тысячами священнослужителей, пострадавших за веру. 

Отец-Иоанн-Тихомиров,-которого-убили-за-Христа,-служил-в-Шиморском.-Отзывчивость-и-доброту-священника-отмечали-все-прихожане.jpg

               

Священник Александр Поспелов

Родился священномученик в 1883 году во Владимире. Мальчик рано осиротел, его воспитывал родственник матери, священник Михаил Крылов. 

Юноша окончил Владимирскую духовную семинарию, после чего работал сельским учителем. После свадьбы Александр принял священный сан. Батюшка продолжал своё служение даже после революции. Чтобы прокормить семью, он устроился счетоводом в потребкооперацию.

В первый раз священника арестовали в 1929 году. Его заключили в тюрьму в Шуе. Отца Александра обвинили в контрреволюционной проповеди, идеологической обработке населения. Приговор был мягок для тех лет: батюшку приговорили к трём годам заключения и отправили на Соловки. Вернулся он в 1932 году. Отца Александра возвели в сан протоиерея и направили в Ближне-Песочное, где он прослужил до своей смерти.

На свободе священник провёл пять лет. Он продолжил проповедовать и обличать новую власть в грехах. Протоиерея Александра Поспелова снова обвинили в антисоветской деятельности. После продолжительных допросов священника расстреляли и погребли на горьковском Бугровском кладбище в декабре 1937 года.

Новомученик-Выксунской-епархии-отец-Александр-Поспелов-служил-в-Ближне-Песочном.-На-фотографии-он-со-своей-супругой,-Лидией-Константиновной.jpg

Диакон Александр Васильевич Поспелов и Матушка Лидия Константиновна Поспелова


Протокол-заседания-Тройки-УНКВД-по-Горьковской-области-постановил-Александра-Поспелова-за-антисоветскую-агитацию-расстрелять.jpg

Протокол заседания тройки УНКВД по Горьковской области постановил расстрелять Александра Поспелова за антисоветскую агитацию

               

Священномученик-Александр-Поспелов-стал-одним-из-первых-канонизированных-святых-в-сонме-наших-земляков.jpg

Священномученик Александр Поспелов стал одним из первых канонизированных святых в сонме наших земляков. Его память чтят по всей стране с 2000 года


Как молиться

Тропари священномученикам:

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Иоанне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Александре, моли Христа Бога спастися душам нашим.


Тропарь новомученикам и исповедникам Российским общий:

Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.


Когда молиться

Новомученики и исповедники Российские подали православным людям пример стойкости в христианстве и мужества перед лицом неминуемой гибели. Пред их образами традиционно молятся об укреплении в вере, испрашивают у Бога душевных сил и просят о помощи во всяком благом деле.

Тропари священномученикам также традиционно читаются за родственников, которые отошли от христианства и отрицают православную веру.


Слово архипастырю

«Церковь стоит на крови мучеников. Благодаря их молитвам нам, недостойным и грешным людям, дана возможность воскреснуть духовно. Несмотря на бесчеловечные гонения, никто из этих людей не отрёкся от Христа. За Него они были готовы умирать, терпеть лишения и страдания до самого конца.

Мучеников и исповедников на нашей земле было немало. Это миряне и священники, многие из которых ещё не канонизированы. Мы должны помнить их святые имена и просить благодатной поддержки для нас немощных. Пусть святые новомученики Российской земли помогут каждому верующему быть верным Господу», – обратился к верующим епископ Выксунский и Павловский Варнава (Баранов) в день памяти.

В своих проповедях правящий архиерей неоднократно подчёркивал, что именно с мучеников верующие должны брать пример стойкости в вере, которой порой не хватает современному человеку. Именно в этом, говорил владыка Варнава пастве, заключается смысл праздника: хранить память о великих подвигах новомучеников и брать с них пример в повседневности, не предавая Господа даже в мелочах.

Фото из архива Выксунской епархии