О возрождённом из руин с поющими колоколами

account_circle
visibility
«Книга об одном из древнейших храмов Нижегородской области и замечательном приокском селе»... Этими словами открывается аннотация к иллюстрированному научному изданию «Белый лебедь над синей Окою», подготовленному к 200-летию храма в...

«Книга об одном из древнейших храмов Нижегородской области и замечательном приокском селе»...
  Этими словами открывается аннотация к иллюстрированному научному изданию «Белый лебедь над синей Окою», подготовленному к 200-летию храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Шиморском. Полистаем его страницы, где всё – непридуманное.

 
… «Замечательно, что не оборвалась связь времен и поколений. Ещё живы внуки шиморских священников и прихожане, помнящие богослужения в Успенской церкви до её закрытия, пережившие ужас разорения святыни в 1930-е и 1940-е годы, надругательство забвением в 1960-е». То, что было ранее, восстановлено по документам, хранящимся в архивах.
   Конец XVIII века, братья Баташёвы
   Шиморское, равно как и Тамболес, Песочное, Верея, Грязная достаются младшему брату, Ивану, отходят к Выксе. «И сегодня на богослужении, когда молятся «за создателя храма сего», имеют в виду, конечно же, Ивана Родионовича Баташёва, заводчика-филантропа, не только устроившего производства в доставшемся ему выксунском «кусте», но и построившим здесь (на земле выксунской – ред.) десять храмов». А строились они долго, поскольку возводились одновременно сразу в нескольких сёлах. Потому и начатые ранее, чем на многих других церквах округи, работы затянулись на два десятка лет. Но «стареющий, потерявший детей и внучку заводчик спешил сделать то, что сами крестьяне разрастающихся, но бедных деревень были просто не в состоянии, – построить каменные храмы». И вот…
Август, 1809-го
«Меленковской округи села Шиморского священник и вотчинный бурмистр деревни Мотмос с приходскими людьми обратились с прошением к епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту (Троепольскому). «В показанном нашем селе, говорилось в прошении, вновь каменная церковь во имя Успения Божией Матери… построена. Посему, Ваше Преосвященство, покорнейше просим означенную придельную церковь… благословить освятить»»…
До сих пор, рассказывая о предках, некоторые старожилы с гордостью прибавляют важную черту: дед или отец был назван в честь батюшки. И сегодня они называют первым настоятелем прихода иерея Степана Свавицкого. После него заступил о. Иоанн Кедрин, за ним дело продолжил  о. Петр Ключарев. Замечательно описаны в книге дореволюционный период жизни храма и всего села, будни и праздники шиморян!
Лихолетье
Последний «постреволюционно-довоенный» батюшка, о. Владимир Братановский, был арестован в 1937-м, чему предшествовали изъятие церковных книг и документов, снятие колоколов. «Одним из главных неудобств, доставляемых новой власти действующим храмом, были колокола: … далеко, по всей округе слышно. «Когда колокола увозили, – вспоминает прихожанка, – мы прибегали из школы … глядеть. Милиция оцепляла храм, и за ограду пройти было невозможно. Колокол падал долго. Он словно цеплялся за попадавшиеся ветки деревьев, которые и рады были бы его подхватить, поддержать, но не могли. Тяжесть уж больно великая. Упал на чугунные пороги храма. И раскололся… Бросились женщины снимать иконы со стен, прятать их и бежать, бежать отсюда, от оцепившей храм милиции, от мужиков-лоботрясов»…
   Теперь, за давностью лет, невозможно сказать, …что грабилось, а что спасалось прихожанами, а потом затерялось. …Спустя 70 лет в храм вернулись всего три иконы».
   До того, как это произошло, храм, «успев» побыть зерновым складом, в лета послевоенные подвергся «окончательному осквернению и поруганию»: «Великолепный резной иконостас погиб безвозвратно. Спустя годы только петли в кирпичной кладке стен скажут о его месте и размерах. Остатки иконостаса были сожжены в конце 60-х: тогда рядом с заброшенным храмом построили водонапорную башню и при ней сторожку. Сторож, чтобы не замёрзнуть, постепенно отправлял в печку золочёную резную красоту».
   О красоте этой вспомнили в 1989-м, приняв здание под охрану как памятник архитектуры. Годом позже энтузиасты загорелись: вот бы церковь восстановить. Началось всё с беседы об иконах Божией Матери, организованной в сельской библиотеке. …Примечательно, что информация об этой беседе появилась в газете «Выксунский рабочий». «Многие из присутствующих, – читаем в заметке, – впервые узнали о том, что такое иконопись… Теплотой и радостью наполнились их сердца, когда они увидели образ Владимирской иконы Божией Матери, особо почитаемой на Руси. Пожилые женщины с просветленными и помолодевшими лицами искренне благодарили милых хозяек библиотеки и просили проводить подобные беседы ещё». Именно с того вечера стали думать, как организовать людей на благое дело. И опять-таки в «Выксунском рабочем» было напечатано обращение ко всем жителям о помощи в восстановлении храма.
О возрождённом из руин с поющими колоколами   Шаг за шагом, объединённые верой, шли нелёгким путём. Как? Прочитайте в книге Алексея Киселёва «Белый лебедь…». И всё получилось. Что именно? Приезжайте 28 августа, в престольный праздник, в Шиморское. Войдите в храм Успения Пресвятой Богородицы, посмотрите. Возрождённый из руин, он отмечает 200-летний юбилей. Послушайте, как поют его колокола.
   «Протоиерей Геннадий Колоколов, настоятель храма:
   – Пока стоит на земле наш храм, пока звучит его голос, в нём будет совершаться молитва о всех строителях и благоукрасителях. …Приход должен быть одним из центров духовной и культурной жизни посёлка, таким, каким он был в дореволюционное время.
   Игорь Носов, глава администрации п. Шиморское:
   – С приходом о. Геннадия я, как представитель власти, стал совсем по-другому смотреть на Церковь. Это не только место, где звучат молитвы, но и общественный институт, оказывающий большое положительное объединяющее влияние на людей.
  Олег Афенин, генеральный директор шиморского судоремонтного завода, благотворитель:
   – Заводчане стали чаще ходить в храм, а многие из некрещёных крестились. У людей появляется цель в жизни – движение в сторону добра, меняется отношение к своему труду, своему посёлку, соседям, ближним.
   Валерий Анисимов, депутат ЗС НО, благотворитель:
   – И выксунцы, и шиморяне – потомки старинных мастеров – с детства знают историю основания нашего края заводчиками Баташёвыми. Пока братья-предприниматели не поставили на этой земле поклонные кресты и не построили храмы, у них дело не шло: завод преследовали неудачи. Вот почему предприятия и храмы строили одновременно.
   …если Господь даст, посёлок будет процветать, а люди успешно работать, достойно жить и растить детей. А в храме, 200 лет стоящем в центре посёлка, звучат молитвы за всех нас».

Татьяна Снегирева. По материалам книги Алексея Киселева «Белый лебедь над синей Окою».

blog comments powered by Disqus