Поле битвы в сердцах молодых

account_circle
visibility
«Достоевский говорил о том, что дьявол с Богом борется, а поле битвы в сердцах человеческих, и в первую очередь это сердца молодых», – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл...

   «Достоевский говорил о том, что дьявол с Богом борется, а поле битвы в сердцах человеческих, и в первую очередь это сердца молодых», – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнёс эти слова на встрече со студентами вузов Калининграда. Где бы ни был Патриарх с Первосвятительскими визитами, непременная составляющая их – общение с молодёжью. Такая встреча состоялась и в рамках его недавнего посещения в Нижегородской епархии. Она собрала около 5000 молодых людей, среди которых были пятнадцать выксунцев.
Не нужно «лезть на баррикады»
   Святейший Патриарх начал встречу с разговора о путях, способных привести человека к христианской любви, через которую раскрывается духовный потенциал личности. Ступеньками к воспитанию такой любви он назвал труд и солидарность: «Солидарность – это система взаимной поддержки, которая начинается с готовности помочь. И без осознания труда как связующей людей силы, без солидарности не может быть любви». Он говорил о жизненной позиции: «Активное поведение предполагает, что человек сам идёт вперёд и ему есть дело до всего. Активная жизненная позиция развивает внутренний творческий потенциал человеческой личности. Именно такую позицию и предлагает занять Евангелие. Оно не требует от человека «лезть на баррикады», но требует через себя преобразовывать окружающий мир».
   В заключение своего выступления Патриарх призвал молодых людей, чтобы они жили по Божьему закону, который учит любви и взаимопониманию. Он подытожил: «Жизнеспособна та цивилизация, которая живёт по Божьему закону. Почему Церковь пытается достучаться до человеческих сердец? Потому что от сердца, по слову апостола Павла, исходят злые помыслы. А злые помыслы реализуются в злых делах. Невозможно иметь грязную душу и чистые города. Так сопрягаются темы экономики, политики, социальной жизни с темами духовными. Бог даёт нам Свой закон – закон любви; Бог нас призывает к солидарности, Бог нас призывает к труду, честному труду. Бог пожелал, чтобы мир существовал на основе того закона, который Он дал. Ивсякий отход от этого закона самоубийственен для общества».
Клир и мир
   Позже Патриарх Кирилл ответил на вопросы аудитории. Один из них:
   Сегодня в Церкви распространено явление, когда верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути её решения?
   – Христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. 
   В момент, когда мы все вместе поём Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община – это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву…
   …Раньше …приход был ме-стом социальной активности людей. Уничтожили приходы, особенно сельские, которые играли огромную объединяющую роль для всей христианской общины. Ну и мы получили то, что получили. Разорение земли нашей началось с уничтожения сельских приходов. Как я думаю, и система общенациональной солидарности стала разваливаться после того, как Церковь была лишена всякой возможности влиять на общественную жизнь народа.
   Как пути решения Патриарх предложил предоставление возможности маловоцерковленным людям, молодёжи встречаться с духовенством с тем, чтобы почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним.
   Таким образом будет развиваться творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На внебогослужебных собраниях можно было бы поговорить о жизни, о проблемах – но всё в сочетании с молитвой. То же касается организованной работы с молодёжью, по социальным проектам, обеспечения поддержки малоимущим и одиноким людям.
   Например, почему бы не проводить специальные собрания с одинокими пожилыми женщинами: и о жизни поговорить, и поддержать, и послушать, можно и рукоделием заняться – но всё это под покровом Церкви.
   Так просто, правда?

Быть верующим – значит, быть счастливым
   Это слова Патриарха. Как и любые другие, сказанные им, они не могут не вызвать интереса к его личности. Проблемы, поднятые Святейшим как в обращении к молодым, так и в ответах, не могут не волновать. А у людей, стоящих ещё на распутье – «верю, но не уверен», для которых мир Церкви пока нечто неизведанное, не могут не вызвать желания узнать: кто? что? каким образом? почему? Ответы, наверно, лучше всего искать в книгах.
Он и о нём
   Итак, кто? Первосвятитель. Книга «Неизвестный» Патриарх Кирилл» – своего рода общественная проповедь, составленная из фрагментов публичных выступлений Святейшего, его интервью, публикаций произведений его собственных и о нём. Со страниц книги Патриарх Кирилл говорит о «немузейности» христианства, о «постижении России», даже о мировом финансовом кризисе, определяя его как «не только проклятие, но и благословение». Он, обладающий «апостольским даром – говорить с людьми на их языке» (htpp://mir-rpz/ru), способностью «быть всем для всех» (1 Кор. 9, 19-23), имеющий репутацию единственного, в чьём присутствии «умолкает даже Познер» («Литературная газета», 2009, №2), напоминает слова святителя Филарета о том, что вера начинается в разуме: «Нужно думать, размышлять о своей вере, нужно много читать…Вышли после литургии – спросите: «Как ты думаешь, вот в сегодняшнем Евангельском чтении нам Господь что хотел сказать?» …Каждый христианин должен быть на высокой свещнице, чтобы этот свет был виден другим».
Не бойся, Господи, я с тобой...
   Книга «Верую, Господи, помоги моему неверию…» – открывает перед читателем таинственный и неповторимый мир православной веры. Книгу отличает живость изложения, близость к проблемам современного человека. Отрывок из книги… дети пишут Богу… «Не бойся, Господи, я с тобой….»
Книга «Сокровенный мир православия» В.Духанина повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры. Начиная с одного из главных вопросов, волнующих душу: в чём смысл жизни? – книга ведёт читателя по пути познания высших ценностей, венец которых общение с Богом. Здесь вы найдёте ответы на самые насущные вопросы. Есть ли Бог и как увидеть Его? Почему существует неверие и что таит в себе атеизм? Для чего существуют храмы? В книге множество интересных описаний чудес, поучительных и необыкновенных случаев из жизни. Об этом можно прочитать и в книгах «На земле мы только учимся жить» протоиерея Валентина Бирюкова и «Непридуманные истории» протоиерея Николая Агафонова.Духовные впечатления мирянина в книге «Душа перед Богом» Е. Послянина.
   Серия книг для новоначальных – «Что хорошо знать верующему», «Воцерковление», «Начинающему христианину», «Первые шаги в православном храме» и «Самые первые шаги в храме» – раскрывает темы тёплым и лёгким языком – крестное знамение, поклоны, о молитве, свечах, просфоре, о посте, о мистической красоте церковного языка. И многое другое, написанное с любовью для вас.
   С Благодарностью Нижегородская епархия РПЦ Церковный магазин «Мир православной книги» ул. Красные зори, д. 28, тел.: 6-13-80.


 

 


 

Татьяна Снегирева. С использованием материалов сайта www.nne.ru