Одновременно восстанавливают
и храмы, и православное образование
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мар.10:14)
Относительно недавно в редакцию «ВР» поступил довольно любопытный вопрос от читателя N. Дословно: «До каких пор наша власть будет тратить деньги на строительство церквей? Зачем их столько? Пусть попы молятся в тех, что уже есть. Для людей важнее другое: детские сады, школы, жильё в конце концов!». Оставим то, что восстановление храмов ведётся на средства благотворителей, которые, очевидно, понимают, что «не хлебом единым…». Остановимся на другом. Упомянутый анонимный читатель, увы, не одинок в своей позиции. Вызвана она, скорее всего, тем, что де-факто Церкви отмерено странное, очень скромное место в публичном и социальном пространстве современного государства. Из-за этого у некоторых и возникает мысль: её необходимо изолировать и остановить на пороге храма. Однако же многократно проверенный в истории эмпирический закон состоит в том, что Богу всё равно всегда найдётся место в сердцах, в том числе и детских.
Все видят монаха
скачущим…
Вышеизложенный рассказ в канун праздника в честь иконы Иверской Божией Матери прозвучал из уст настоятельницы Иверского монастыря монахини Антонии. Она уточняет:
– Светский человек, действительно, может задаться вопросом: зачем нужны монастыри? Монашеская жизнь скрыта от всех в постоянном труде и непрестанной молитве за весь мир. Обычно в любой информации о монастырях акцент сделан на подвижников обители, её историю и современность. Потому и есть доля правды в поговорке: «все видят монаха скачущим, никто не видит монаха плачущим». Сам по себе монастырь имеет огромное значение и как оплот веры, и как духовно-просветительский, культурный центр.
Отмечу следующую форму социальной активности Церкви и её служения: воспитание детей. При нашем монастыре – приют для девочек, оставшихся без попечения родителей. Их 13, от 3 до 17 лет. Те, кто постарше, знают и об истории обители, и о православных традициях, и о церковных праздниках. В последних участвуют сами, но не в ущерб основной учёбе. Мы не готовим из них монахинь, если кто-то из воспитанниц найдёт себя в этом, то только по воле Божией. Девочки учатся в массовой школе, в самом приюте у нас действует воскресная мини-школа. Акцент в воспитании делаем на становление православного мировоззрения у каждой с тем, чтобы впоследствии адаптация в социуме прошла безболезненно. Учим доводить любое начатое дело до конца, учим ответственности за свои поступки перед другими. Это несложно. Например, решила девочка заняться рисованием. Походила в кружок неделю-другую, и раздумала: не хочу больше! Говорим ей:
«Не должно быть такого «не хочу». Ты сама выбрала себе занятие, нельзя бросать его на полдороге, так ничему и не научившись! Ты подведёшь педагога, который уже потратил на тебя свои силы и время. Будь честной и серьёзной».
Здесь нет дневников
Работы по восстановлению храмов в районе начались в конце прошлого века. Христо-Рождественская церковь. В воскресной школе при ней в период середины 90-х обучались более 100 детей. Она была настолько сильной, что некоторым образом послужила предпосылкой для создания духовного училища.
Школа сегодня. Говорит её директор Елена Покровская:
– Раньше занятия с детьми вели, в основном, учащиеся духовного училища. Бесспорно, это отличная практика для студентов, но следовало позаботиться и о том, чтобы преподавание в воскресной школе шло на более профессиональном уровне.
Цель православного образования ясна из самого слова «образование»: проявление, прояснение и развитие в ребёнке образа Божия. Наибольшее и самое главное, что может сделать законоучитель, – это помочь детям пойти по пути спасения, предлагаемому Христом. Поэтому в православном образовании не может быть разделения на обучение и воспитание. Это единый процесс. Так, курс Закона Божия ставит задачи: дать начальные знания о Боге, Православной Церкви и вере; пробудить в них желание жить со Христом, укрепить их духовные силы, формируя навыки молитвы, смирения перед волей Божией, служения ближним. Спросим у самих детей, что им нравится в школе.
Маша, 11 лет:
– Меня привели сюда подружки со двора. Больше всего я люблю Закон Божий, это так интересно – слушать разные истории!
Настя, 9 лет:
– Мне тоже нравится Закон
Божий. В начале учебного года нам выдали специальные тетради, я уже всё прочла. А больше всего я хотела бы помогать в церкви.
Даша, 10 лет:
– Дневников здесь нет, оценки ставят сразу в журнал. Я ещё учусь и в музыкальной школе, поэтому мне и в воскресной нравится пение.
Маша, 14 лет:
– А я увлеклась церковнославянским языком. Буквы трудные, не сразу получалось их правильно писать. Думаю поступать в медицинское училище, хочу почитать книги о православных врачах – в воскресной школе подскажут, какие именно. Я не пропускаю занятия здесь и, наверное, это самое главное, перестала пропускать воскресные богослужения.
Матушка Елена поясняет: некоторые дети ходят в школу при храме по несколько лет, но ранее не было выстроенной системы обучения:
– Теперь даём знания методично. В основе курса – четырёхтомник «Детям о православной вере»: основы веры, Ветхий и Новый Заветы, таинства и литургика. Учим церковнославянскому языку и церковному пению, поведению в храме, уделяем внимание рукоделию, творчеству. Очень важны уроки духовно-нравственной культуры. Дети начинают понимать суть богослужений, вникают в содержание молитв, привыкают к православному образу жизни. Даже такой момент: ребёнку трудно с первого раза отстоять всю воскресную литургию. Причём не просто отстоять, а благоговейно, осознанно вознося молитвы. Но постепенно, с обретением знаний, он может это сделать. То же можно сказать и о постах, и о поведении в обществе в целом. Начинать надо с малого.
Сейчас в воскресной школе около 60 учащихся. К сожалению, наша материальная база оставляет желать лучшего. Не хватает помещений, надо бы обновить мебель. Нужны специальные учебные пособия. И – библиотека! Она у нас замечательная, стараемся подобрать самые лучшие книги и фильмы духовного содержания. При поддержке благотворителя Сергея Судакова библиотечный фонд её недавно пополнился. Так приятно взять уже знакомую книгу в руки, полистать и предложить родителям наших учеников: «Прочтите сами и дайте детям!».
Быть счастливым радостью другого
Детский сад «Колокольчик» для ребятишек часто оказывается уже не первой ступенью к осознанной вере. Большинство из них – из воцерковлённых семей. Директор дошкольного учреждения Татьяна Щербакова:
– В детском саду при работе с детьми мы часто обращаемся к игровой, творческой форме. Таким образом они легче усваивают то, что необходимо им дать. Например, как научить любви к ближнему? Одними правильными словами тут не обойдёшься. Лучше, если четырёх-пятилетний малыш попробует сделать что-нибудь сам для людей, постарается доставить им радость. Например, наши дети своими руками сделали крестики для воспитателей, получились прекрасные подарки к празднику. На пластилиновой основе крестиков дети выкладывали узоры из природных материалов – семян арбуза и тыквы, фасоли, семечек. Вышло так красиво! Ту же технику использовали и для создания оклада для иконы Божией Матери.
Здесь важно то, что дети почти самостоятельно занимались творчеством: с помощью родителей выбрали материалы для работы, сами придумывали орнаменты, получили удовлетворение от выполненного и, главное, были счастливы радостью получивших подарки. А икона в новом трогательном самодельном окладе будет напоминать ребятам о том, что можно именно трудом поблагодарить Матерь Божию за то, что она молит о нас Спасителя.
Желая сохранить своих чад
В районе нет православной гимназии. Это значит, что в системе православного образования, между детским садом и духовным училищем, выпущено целое звено. Впрочем, названное училище – специализированное учебное заведение, детский сад «Колокольчик» рассчитан всего на 30 детей, воскресные школы тоже не «безразмерны». Получается, что подавляющее большинство детей могут получить хотя бы азы православного образования (имеется в виду не сугубо религиозный, а культурологический аспект) только дома либо в обычной школе.
Но есть один момент. На сайте www.pravkniga.ru читаем, что порой даже священнослужители считают, что воцерковлённость иных родителей нередко играет отрицательную роль в деле обретения ребёнком настоящей, крепкой веры. Множество запретов сопутствуют детям в таких семьях. Их попросту заставляют жить так, как считает «правильным» каждый родитель на свой лад. Результаты этого, как правило, печальны. Взрослые сами в большинстве случаев не способны исполнять постоянно основные правила религиозно-духовной жизни. Каково же детям!
К счастью, многие родители имеют иную позицию. Екатерина Юрьевна, мама 11-летней Лены:
– Сама хожу в храм регулярно, дочек не заставляю. Убеждена, вера – дело добровольное. Как-то батюшка в церкви спросил меня, ходят ли мои дети в воскресную школу. Объяснил, что такая школа нужна ребёнку. Конечно, я читала Лене вслух книги духовного содержания, рассказывала ей о Боге, о вере. И я поняла: мне хочется, чтобы младшая дочь – со старшей я уже опоздала – получила православное образование. Мы последовали совету священника. Надеюсь, Лена получит в школе при храме знания, которые во многом определят, какой она вырастет. В обычной школе их не дадут.
От слова «образ»
На примере упорного бойкотирования социального заказа на введение курса «Основы православной культуры» можно утверждать, что принцип демократичности в нашем образовании не реализуется. И внедрение эксперимента «Основы религиозных культур и светской этики», который организован в пику ОПК, равно как и курс «Религии мира», является ярким тому подтверждением.
Шагает навстречу системе образования (от слова «образ»!) Церковь. Шаг за шагом, мероприятие за мероприятием. Одно из последних, на котором побывали педагоги из Выксунского района: ежегодная конференция «Формирование пространства духовно-нравственной культуры муниципального образования». С приветственным словом к собравшимся обратился архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий:
– На сегодняшний день труд учителя сильно недооценён. А ведь именно учителя занимаются самым дорогим в нашей жизни – детьми. Отношение общества к учителю – это, по сути, отношение к детям.
Его поддержал министр образования области Сергей Наумов:
– Очень важно, что мы, представители светских и церковных образовательных учреждений, смогли объединиться на основе православных ценностей. От этого зависит будущее наших детей.
О том, как происходит сие объединение на уровне нашего района. Октябрь, учебный год в разгаре. Идёт формирование учебных планов тематических встреч представителей Церкви с учащимися.
В школах завучи по внеклассной работе собирают с классных руководителей сведения о потребности в таких встречах.
Они нужны. Возможно, именно тогда появится понимание:
Церковь – не только храмы, в которых «молятся попы». Церковь – институт социума, всерьёз озабоченный его духовно-нравственным состоянием.
Проект Татьяны Снегиревой. Фото Ксении Абдулхаковой