Странички истории, или Лучше созидать, чем разрушать

account_circle
visibility
Успенский храм был воздвигнут усердием московского дворянина Николая Журавлёва вместо первоначальной домовой богаделенной церкви, которая называлась Иверской.

Его начали строить в 1884 году, завершили работы через три года. До постройки церкви часть отведённого ей места занимало монастырское кладбище, и теперь несколько могил трудившихся в обители находятся под сенью святого храма. Так, около южного выхода за медной решёткой под мраморной плитой покоится прах родительницы преподобного Варнавы схимонахини Дарии. Здание богадельни и больницы для престарелых и немощных инокинь сделали во исполнение её предсмертной просьбы к сыну: дать покой престарелым и немощным. 

Вскоре после её кончины (она скончалась 17 мая 1885 года в возрасте 83 лет) к отцу Варнаве явился Николай Аркадьевич Журавлёв за советом и благословением, как лучше исполнить завещание своего покойного родителя о построении храма и богадельни для престарелых. Старец указал ему обитель. Не прошло и трёх лет, как в Иверском монастыре появился новый пятиглавый храм с прекрасно обставленными больничным и богаделенным помещениями. Они примыкали к храму с западной стороны и составляли с ним единое целое. 

Здание богадельни было двухэтажным. На верхнем этаже разместилась оснащённая и обставленная всем необходимым больница из шести палат и нескольких специальных комнат. В аптеке были всевозможные медикаменты. Дверь из больничного коридора вела на хоры храма, и больные могли свободно находиться на богослужениях, стоя на хорах, или слушать их, даже оставаясь в палатах. 

Нижний этаж занимала богадельня, в которой также было шесть помещений для немощных и престарелых сестёр обители, каждое – на три койки. Её обитательницы могли по коридору проходить прямо в храм в любое время. При богадельне имелась общая столовая, а уход за престарелыми сёстрами осуществляли послушницы.    

Цоколь всего церковного здания отделали белым тёсаным камнем на два аршина. Все пять куполов покрыли железом, покрасили синей краской и увенчали золочёными крестами. Высота храма от основания составляла 16 саженей, длина со зданием больницы и богадельни – 23 сажени, а ширина – семь саженей. Около южного и северного входов пристроили красивые каменные паперти, увенчанные главами и вызолоченными крестами. Открытая, без столбов, внутренняя часть церкви освещалась 20-ю окнами, расположенными в стенах в два ряда, и четырьмя– в среднем куполе.

Алтарь, освящённый в честь «Преславного вознесения Богоматери на небо по Ея успении», от средней части храма отделяла капитальная стена с тремя проходами. 

Стены храма, выкрашенные масляными красками, в 1894-м расписали палеховские мастера Сафонова. Предалтарный иконостас, имевший в ширину и вышину шесть саженей, выполнили в византийском стиле, украсив его золочёнными резными колоннами и узорчатыми карнизами. В иконостасе разместили 43 иконы. 

Строительство храма, внешняя и внутренняя его отделка, а также обеспечение всем необходимым убранством производились исключительно на средства Н.А. Журавлёва.

8 июля 1887 г. Успенский храм освятил преосвященнейший Модест, епископ Нижегородский. В годы гонений на Церковь он был закрыт, а затем здесь открыли учебное учреждение. 

Возрождение из небытия  

Здание больничного храма вернули монастырю в начале XXI века. Раньше в той части, где была сама церковь, располагался металлургический техникум. Помещение сделали трёхэтажным. Верхний отвели под лабораторию, на втором были учебные аудитории, а в алтаре находилась газовая котельная. Этажные перекрытия разобрали, но храм оставался закрытым длительное время. 

По благословению митрополита Георгия и при финансовой поддержке депутата областного Законодательного собрания Валерия Анисимова в июне 2011 года начались основные работы по восстановлению храма. Разобрали крышу и алтарь, надстроили купола. 2 апреля 2012 года митрополит Георгий освятил купола на Успенский храм, и они были установлены. Затем, уже при епископе Варнаве, продолжились наружные и внутренние ремонтно-строительные и отделочные работы. С 2014 года благотворителями восстановления этого храма являются предприниматели из Воронежа. 

Летом 2015 года муромские мастера приступили к росписи, руководил процессом Владимир Некрасов. Трёхъярусный иконостас в византийском стиле выпилен из липы. 

По материалам истории Иверского монастыря. Фото Алексея Ерёмина