У Выксунской обители большой юбилей

account_circle
visibility
Она возрождается после долгих лет забвения и разрушения Перелистаем страницы истории Отец Варнава Община Первая мировая война Революция  Возрождение

Скоро Выксунский Иверский женский монастырь будет отмечать юбилей – 150 лет со дня открытия.

За свою полуторавековую историю некогда один из самых лучших женских монастырей России претерпел и расцвет, и разрушение, когда уничтожались православные святыни, стирались с лица земли храмы. Но Выксунская обитель, словно прекрасная птица Феникс, возродилась благодаря молитвам, труду и усердию верующих людей. Для полного восстановления её былых красоты и величия ещё многое предстоит сделать, однако главное уже сделано – в монастырь вернулась жизнь, проводятся богослужения. Сегодня в обители проживают 17 монахинь и послушниц во главе с настоятельницей игуменией Антонией (Мироновой). Здесь нашли приют, заботу и ласку 15 подростков и малышей из детских домов. Теперь у монастыря есть возможность, как в былые времена, принимать паломников и гостей. Кстати, их на предстоящие торжества ожидается очень много. А посмотреть, порадоваться, подивиться в Иверской обители есть чему…

 

В конце 1863 года тогда ещё послушник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры Василий Меркулов прибыл в село Выкса Нижегородской губернии по просьбе местных купцов, чтобы подобрать подходящее для постройки богадельни место. Выбор пал на участок в лесу, бывшую пасеку горнозаводчика Шепелева, расположенный в полутора вёрстах от Выксы. Здесь послушник установил закладной крест и сотворил поклоны на все четыре стороны. 23 октября 1863 года, в канун праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по благословению правящего Нижегородского архиерея Нектария (Надеждина) в присутствии местных православных жителей была совершена торжественная закладка первого здания будущей обители.

И всё же первое время, как следует из воспоминаний о. Варнавы, его смущало близкое расположение с будущим монастырём многолюдного села, и он не раз задумывался о поиске более уединённого места для обители. О том, что положило конец всем сомнениям, старец рассказал следующее:

У Выксунской обители большой юбилей«Вышел я однажды в одно из первых моих посещений богадельни поздно вечером на крыльцо дома. Было совершенно темно, а небо, покрытое тучами, казалось мрачным. И каким убогим, заброшенным показался мне тогда богаделенный дом в лесной глуши! В глубокой скорби о беспомощных отшельницах-сестрах невольно поднял я глаза к небу, мысленно возлагая все упование на милосердие Отца всех сирот и вдовиц. Вдруг над самым зданием богадельни небесный свод, дотоле совсем темный, прорезала яркая и обширная светлая полоса, тихо переливавшаяся радужными цветами. Явление это длилось почти четверть часа. Понял я тут, что благоволит Господь освятить и прославить место сие. Как яркий свет среди полного мрака должна воссиять святая обитель, как светильник для окрестного люда. После сего благодатного утешения исчезло во мне всякое сомнение, и тяжелые думы сменились радостью о благоволении Божьем к возникающей обители невест Христовых»».

К осени 1864 года строительство богадельни было завершено. Это было деревянное двухэтажное здание с железной кровлей, увенчанное главой с крестом. Внутри располагались 12 келий и трапезная, служившая также молитвенной комнатой. Возле дома построили флигель для кухни. Сначала в богадельне поселились лишь три женщины, старшая из них Неонилла (Честнова) признавалась начальницей. Юродивый Дмитрий Пивоваров помогал им. Василий Меркулов сам установил молитвенный устав и распорядок дня для нового женского общежития. 25 мая 1865 года он прислал в будущий монастырь икону Божией Матери, именуемую «Иверской», в честь которой обитель и была названа.

 

В 1865 году отошёл в мир иной монах Даниил, который перед своей кончиной завещал Василию принять подвиг старчества. Имя послушника Василия Меркулова из Гефсиманского скита стало широко известно среди богомольцев, всё больше людей устремлялось к его келье. Более 20 лет Василий Меркулов нёс подвиг послушания, из них почти 15 – в обители преподобного Сергия. Высота его духовного подвига и труды во славу Божию не остались без внимания. По благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) 20 ноября 1866 года послушник Гефсиманского скита Василий Меркулов был пострижен в монашество и наречён именем Варнава, в честь святителя апостола.

 

У Выксунской обители большой юбилейВыксунская обитель оставалась на особом попечении отца Варнавы. Благодаря молитвам её основателя и щедротам благотворителей маленькая богадельня постепенно обустраивалась, расширялась. Требовались дополнительные помещения, поэтому к 1867 году здесь построили ещё два корпуса: двухэтажный полукаменный с тридцатью кельями и одноэтажный деревянный, сделали шатровую деревянную звонницу на столбах. В следующем году построили и первую домовую церковь, которую освятили 23 июня в честь Иверской иконы Божией Матери и перенесли сюда чудотворный образ, подаренный о. Варнавой.

К этому времени в Иверской богадельне проживало более 50 человек. Её положение упрочилось, хозяйство укрепилось. К 1873 году в ней было уже свыше 100 сестёр, и количество ищущих пристанище под её кровом продолжало увеличиваться. Так постепенно формировалась большая духовная семья, находившаяся под защитой Божией Матери и на попечении благодатного старца.

У Выксунской обители большой юбилейВ 1874 году Государь Император Александр II утвердил решение Святейшего Синода о переименовании богадельни при селе Выкса в женскую иноческую общину, что в свою очередь повлияло на её дальнейшее расширение и благосостояние. Причём количество сестёр в общине не было ограничено – в ней могло проживать их столько, сколько она могла содержать на свои средства, без помощи властей. За последующие четыре года в Выксунской общине количество сестёр увеличилось почти вдвое, поэтому построили дополнительные деревянные келейные корпуса, ещё одну трапезную. Территорию по периметру обнесли деревянной изгородью с каменными воротами. Все строительные работы в общине производились, в основном, на пожертвования, которые поступали от людей разных сословий: крестьян, мастеровых, купцов, дворян. Почти все они являлись духовными чадами о. Варнавы.

В 1876 году закончилось строительство четырёхъярусной колокольни, на которой установили 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Самый большой колокол весил 1076 пудов. Под колокольней сделали святые врата с часовней, над которыми установили Иверский образ Богородицы. Первоначальная высота колокольни была 57 метров. Позже, точнее в 1894 году, надстроили пятый ярус, на котором разместили часы со звоном, и высота сооружения достигла 68 метров. Каждые 15 минут на часах звучала мелодия «Кто тя может избежать, смертный час». Крест и глава колокольни были позолоченными, южный и западный фасады первого, проездного, яруса заполняли три ряда икон жития Богоматери, написанные на цинковых листах.

У Выксунской обители большой юбилей12 июня 1877 года в общине состоялось важное событие – освящение пятиглавого соборного каменного храма в честь Иверской иконы Божией Матери, заменившего деревянную церковь. Архитектура храма представляла собой классический образец русско-византийского стиля, гос-подствующего в то время в культовом зодчестве. При его строительстве за основу был взят проект церкви в с. Павловичи Свирского уезда Киевской губернии. Возведение храма велось под надзором архитектора Нижегородского губернского правления И.Ф. Каратаева. Построенный им храм несколько отличался от основного проекта. Под храмом сделали большой склеп, позже переоборудованный в «Пещерную церковь», увеличили его высоту, сделали трапезную, изменили входные тамбуры. Эти дополнения изменили образ церкви в целом, приблизив его к традиционному облику православного русского храма.

Наряду с культовыми сооружениями в обители велось строительство и других зданий. В период с 1884 по 1887 годы возводилось двухэтажное каменное здание больничного корпуса с Успенской церковью, спроектированное в русском стиле А.П. Белоярцевым. В 1886 году на месте деревянной больницы началось строительство каменной двухэтажной трапезной. Завершили его через три года. Со временем деревянную ограду территории заменила глухая кирпичная с четырьмя восьмигранными башнями по углам, которую возводили четыре года. Башни эти играли в основном композиционно-декоративную роль, отмечая границы обители. Три из них приспособили под жильё, а в четвёртой, юго-западной, установили паровую машину и водонапорную башню, необходимые для работы монастырского водопровода.

У Выксунской обители большой юбилей

В 1886 году Иверская община была возведена в степень третьеклассного общежительного монастыря. А 21 июля 1887-го, в день Казанской иконы Божией Матери, состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовали почётные гости: о. Варнава и управляющий канцелярией Святого Синода В.К. Саблер. В этом же году по распоряжению Св. Синода иеромонах Варнава был награждён наперсным золотым крестом за духовно-нравственную и подвижническую деятельность, а также за создание Иверского монастыря.

Самым крупным и значительным сооружением монастыря стал Троицкий собор, заложенный в 1897 году на месте монастырской площади с восточной стороны от Иверского храма. Он был построен по проекту архитектора П.А. Виноградова, мог вместить до 6000 человек, имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – в честь Всех святых. С окончанием его строительства в 1902 году завершилось формирование архитектурного комплекса монастыря. Основание храма представляло собой почти квадрат площадью более 1400 кв. метров, высота до креста составляла 53 метра. Это было величественное сооружение, в отделке которого, как и других построек, использовались ажурные ограды и решётки, железные плиты, различные кованые и литые детали, сделанные умельцами Выксунских заводов.

У Выксунской обители большой юбилейК своему расцвету монастырь занимал площадь около 20 гектаров. Здесь было налажено образцовое хозяйство, обеспечивавшее в полной мере нужды обители: баня и аптека, гостиницы и странноприимная для богомольцев, скотный двор и конюшня, сады и огороды с парниками, клумбы с благоухающими цветами, а ещё погреба и амбары для хранения запасов и много мастерских: живописные, золотошвейные, рукодельные. Была даже своя фотомастерская, а ещё свой кирпичный заводик и большая пасека на 150 ульев.

Иверская обитель обеспечивала не только собственные нужды, но и занималась благотворительной деятельностью. На монастырские деньги были построены церковно-приходские школы как в самой Выксе, так и в соседнем Мотмосе.

 

У Выксунской обители большой юбилейВ годы войны на территории монастыря размещался лазарет для раненых, где сёстры могли лечить одновременно около 270 человек. Обитель также делала пожертвования в пользу специально созданного благотворительного Епархиального Комитета и Всероссийского Красного Креста. Лишь за период с августа 1914-го по декабрь 1915 года, согласно официальному отчёту, Иверский монастырь перечислил 815 рублей и собрал среди нижегородцев более 2699 различных вещей. В качестве послушания сёстры занимались изготовлением и шитьём воинского обмундирования и тёплых вещей, а из монастырской муки выпекли около 110 пудов сухарей для нужд армии. Кроме того, монастырь принял 170 учениц Иллуксткого женского училища, эвакуированного из бывшей Курляндской губернии (западная часть России) и 100 монахинь Иллуксткого монастыря. Многие из них остались жить в Выксе и после революции.

 

В 1917 году в монастыре проживало 85 монахинь и 395 послушниц, и вплоть до Октябрьского переворота он продолжал существовать как налаженная хозяйственная структура. В 1919 году монастырь был официально закрыт, часть его зданий и построек национализирована, но до 1928 года в обители продолжали жить монахини и сёстры на правах сельскохозяйственной артели.

Первоначально на территории монастыря была расквартирована дивизия красноармейцев. В доме о. Варнавы поселился первый секретарь уездного комитета большевиков М.М. Каганович. По окончании гражданской войны в монастырских зданиях разместились учреждения новой власти, учебные учреждения, мастерские. Культовые здания частично были ликвидированы либо приспосабливались для гражданских нужд. Несколько построек использовали под жильё рабочих Выксунского металлургического завода, некоторые разобрали на кирпич. В частности, кирпич, оставшийся от разборки в 1925-1929 годах монастырских стен и Иверского храма, затем использовали при строительстве ДК металлургов, поликлиники и роддома. Разобрали купола и своды больничного Успенского храма, а летом 1927 года комсомольские активисты взорвали Троицкий собор, уничтожив три верхних яруса колокольни. Сёстры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях. В 1929 году окончательно потерявший своё первоначальное назначение комплекс зданий бывшего монастыря назвали посёлком имени революционера Лепсе.

У Выксунской обители большой юбилейНастоятельница матушка Маргарита старалась всеми силами отвести от монастыря надвигавшуюся беду. По требованию новой власти она даже зарегистрировала церковную общину и стала её председательницей. Но закрытие монастыря было неминуемым. В 1925 году после сфабрикованного в очередной раз обвинения в неподчинении большевикам в том, что обитель «сознательно не прекратила чествование патриарха Тихона», власти разорвали договор с Иверской церковной общиной. Игумения Маргарита и несколько сестёр обители были вынуждены уехать на постоянное место жительство в Муром, где проживали на улице Мечникова, в доме №38. 18 ноября 1937 года игумению Маргариту арестовал Муромский НКВД по групповому делу протоиерея Павла Устинова. Она обвинялась в том, что является членом контрреволюционной церковной диверсионно-террористической организации. Несмотря на тяготы пребывания в тюрьме, матушка Маргарита осталась верна обетам монахини, отказалась сотрудничать с новой властью, на допросе не назвала никаких имён и виновной себя не признала. 17 декабря 1937 года игумению Маргариту, а ей было 72 года, приговорили к расстрелу. 26 декабря приговор привели в исполнение.

 

25 октября 1996 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) объявил днём второго открытия Выксунского монастыря, направив из Серафимо-Дивеевской обители сестёр для начала монашеской жизни. Богослужения в монастыре стали совершаться по уставу. Начались восстановительные работы. 27 ноября 2003 года в притворе Троицкого собора митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь основателя обители – преподобного Варнавы Гефсиманского.

У Выксунской обители большой юбилей1 июня 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава отслужил молебен, освятил колокола, которые были подняты на колокольню. Весной 2013 года на ней установили куранты. В настоящее время восстанавливается Успенский храм, внутри него частично сохранились красочные фрески. А самая главная святыня монастыря – это чудом сохранившаяся со времён старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сёстрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль. На территории обители ему установили памятник, вокруг которого разбили сквер.

Жизнь вернулась в монастырь. Он уже стал живительным духовным источником Выксы. Будем помнить слова преподобного Силуана Афонского: «Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва, и в этом польза для всего мира. Когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет».

 

Татьяна Щукина. Использованы материалы и фото, предоставленные пресс-службой Выксунской епархии

 

blog comments powered by Disqus