«Во дни печальные Великого поста», как писал Александр Пушкин, договорились о встрече с преосвященнейшим владыкой Варнавой, епископом Выксунским и Павловским. Время сегодня сложное. И вопросы, которые волнуют людей, тоже непростые.
– Владыка, как в наше время выполнять одну из главных заповедей Божьих – «Любите врагов своих»? Какие практические советы Вы дадите православным верующим в связи с событиями на Украине? Как реагировать на то, что многие друзья, коллеги, даже самые близкие люди перешли на сторону врага?
– У нас возлюбить друзей-то своих не всегда получается. Господь говорил, что враги человеку – домашние его. В такие периоды, когда судьба Отечества в опасности, часто бывает, что даже кровные родственники расходятся по разные стороны. Сегодня так же.
Корень понимания этого вопроса лежит в области духа. Это вопрос веры. Разберёмся, почему так происходит. Одни доверяют одним СМИ, вторые – другим. Одни – официальным, другие – неофициальным, якобы независимым. Но в принципе независимых СМИ нет. Это первое. Ещё есть блогеры, каждый из них подаёт свою информацию, при этом исходит из своего мировоззрения.
Второе. Как именно ты относишься к фактам и информации, тобой получаемой. Ведь сколько ни говори атеисту в пользу бытия Бога, он будет отвергать его. Ваши аргументы он либо отторгнет, либо не заметит. Он не хочет, не желает, ему это не нужно. Так и в вопросах по поводу событий на Украине.
У нас разные оппоненты. Одни – обычные люди с сознанием обывателя: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу знать. У них свои заботы. Или, как говорит Борис Гребенщиков: «Выключи телевизор – война закончится». Да, война закончится для тебя, потому что ты её просто не хочешь замечать! Восемь лет обстреливали Донбасс. Вдруг проснулись: «Россия вторглась на Украину»!
Но война с русским миром идёт давно. С 2014 года, с так называемой победы майдана начали уничтожать людей на Донбассе. Фактически власть на Украине захватили ультраправые, нацисты, не скрывающие, кто их герои. Во главу угла своей политики они поставили уничтожение всего русского. Это называется геноцид.
И русские на Донбассе с этим не согласились, как и в России. Донбассу была оказана помощь. И хотя жители тогда ещё непризнанных республик себя защитили, всё же часть Донбасса была оставлена Украине.
Минские соглашения её политики соблюдать не собирались, населённые пункты регулярно обстреливались. Разрушалась инфраструктура, гибли мирные люди десятками тысяч, гибли дети. Сейчас вскрылись те чудовищные преступления, что совершались над жителями республик. Этих фактов не замечать было уже нельзя.
– Что в результате?
– В результате началась специальная операция по защите нескольких сотен тысяч граждан России на Донбассе. Это была превентивная мера. Иначе в украинских документах было уже прописано возвращение Донбасса и Крыма военными средствами. Они серьёзно готовились к этому. Я смотрю на эту ситуацию так: у нас не было другого выхода. Западные кураторы Украины нас приговорили. Нам приставили нож к горлу. И нам надо себя защищать. Думаю так.
– Но есть и другая часть людей, которые не принимают того, что происходит у нас в стране.
– Да, это те, кто всё и всегда критикуют. Они и раньше это делали. По их мнению, у нас всё плохо: коррупция, бюрократия, экономика не развивается. Они смотрят на Запад, где, по их мнению, всё хорошо, а у нас всё плохо.
Но! Одни понимают, не закрывая глаза на действительность, что это наша родина и власть, которую мы выбрали. Одни пытаются понять, почему так происходит, и пытаются искать выход и что-то исправить. Другие только осуждают. Но именно блок НАТО «обложил» Россию военными базами, наращивает там свой потенциал.
И украинскую армию Запад готовил к войне с Россией, начиняя её техникой, обучая солдат. Каждый день уже полтора месяца идут военные сводки о том, сколько уничтожено военных объектов.
Вложены огромные суммы денег, чтобы унич-тожить нас. И те, кто против военной операции, вольно или невольно оказываются на стороне наших противников.
Восемьдесят процентов населения России одобряют спецоперацию. И только 20% – против. Это те, кто смотрит на Запад, создающий иллюзию, что там все богаты и счастливы. К сожалению, эти 20% в основном молодые люди. И это плоды либерального воспитания молодёжи. Мы многое упустили в этом вопросе.
– Луи Паскаль как-то сказал: «Я делю людей на три категории: кто встретил Бога и служит ему; кто не встретил, но ищет; и кто не встретил и не хочет искать. Последние – самые несчастные». Почему они самые несчастные?
– Нечастные они с точки зрения верующего человека, который видит перспективу жизни, знает, что его ждёт вечная жизнь и он, соответственно, эту временную жизнь устраивает с точки зрения пребывания в вечности.
Человек, который не живёт такими понятиями, как «вечность», несчастным себя не считает. Святые говорили, что потеря благодати страшнее всех потерь. А когда человек её даже не познал, то понятно, что он нищий.
И Паскаль говорит, что земная жизнь – это подготовка к вечности. Дай Бог, чтобы человек это осознал. Переоценка ценностей происходит не только в 30 лет, она может быть и несколько раз в жизни.
– Как привлечь человека в храм?
– Во-первых, пока сам не поймёт. Тех, кто вообще никогда не был в храме, ничтожно мало. Каждый хоть раз, но бывал в церкви, ставил свечку, присутствовал на венчании или отпевании.
Есть люди, которые просто живут и не знают, зачем им надо ходить в церковь, что они там забыли? Есть те, кто говорит, что у них Бог в душе. И это распространённое мнение! Тогда надо спросить: «Ты что, Серафим Саровский?». До этого надо долго идти, чтобы у тебя в душе Бог поселился! А сколько у тебя «небожьего», знаешь? И когда человек начинает понимать, что «небожьего» у него больше, то тут без молитвы, без храма не обойтись.
Если же убеждения, беседы такому человеку неинтересны, то лучше и не начинать. Бывает, что нам жалко беднягу, тогда надо молиться за него. Это наша забота о нём, наше желание, что человек познает Бога и спасётся. Это выражение нашей духовной озабоченности.
– Чем смирение отличается от позиции «плыть по течению»?
– Смирение – это духовное состояние. Плыть по течению – это некое действие. Важен мотив нашего действия. Апатия, пассивность, лень – это не смирение. Это его антиномия. Можно так и заплыть не туда, и может случиться крушение. Смирение – это отношение к Богу. Когда человек чувствует, что недостоин Бога. Иисус Христос нам показал, каким должен быть человек. Есть Его заповеди, и есть Его жизнь как воплощение смирения: «…придите ко Мне и научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем». Смирение – это моя оценка того, кем я должен быть и кем я сейчас являюсь перед идеалом святости – Христом.
Перед этим идеалом я понимаю и чувствую свою несвятость. Соответственно, знание себя в отношении к другим людям даёт важное открытие того, что я хуже всех.
Смиренный человек никого не осуждает: «не суди и не судим будешь». Мы же не знаем, чем вызван тот или другой поступок человека, каковы мотивы совершаемого.
Мы не имеем никакого права осуждать. Апостол Яков говорит, что милосердие выше суда.
На самом деле смирение – это великая сила! Святые были смелыми людьми, мужественными воинами: Сергий Радонежский, Александр Невский. И они же – великие молитвенники.
– Что значит «жить по-Божьему»?
– Человек являет собой образ и подобие Божие, и сама жизнь подвигает его вести себя соответственно. Особое состояние наше во время поста. Тут мы как солдаты в наряде: особо бдительны над своей душой.
В это время мы утесняем себя, ограничиваем потребности своей плоти, чаще посещаем храм, в котором напитываемся многовековыми традициями жизни православных христиан, независимо от того, сознаём мы это или нет. И это время солидарности с другими православными, постящимися в это же время. Поэтому легче молиться в Великий пост. Общее дело даёт нам духовные силы.
И не надо никого осуждать. Надо сдерживать свой язык. Много греха исходит от языка, особенно в сегодняшнее время. Нужно стараться не раздражаться и не спорить с теми, кто в чём-то с вами не согласен.
Экскурсию для выксунских паломников в Свято-Успенском мужском монастыре ведёт владыка Варнава
– Как относиться к суевериям? Можно ли верить в сны?
– Разберём, что такое суеверие. Это пустая вера. Старославянское слово «всуе» означает – бесполезно, впустую, напрасно. А поэтому не надо быть суеверным.
Про сны. Раз или два в жизни у человека они бывают от Бога. И тогда человек круто меняет свою жизнь и идёт в храм. А в основном снится всякая галиматья, и придавать ей значение не стоит.
Знаете ли вы, что такое интуиция? Нет, это не предчувствие, это способ мышления. Это наше подсознательное. Работа мозга. Отражение нашего опыта.
Поэтому, когда нам снится что-то важное, то называют «сон в руку». Чудес не бывает. Это работа нашего бессознательного. Часто говорят, что вот покойники снятся, к чему это? Может быть, так Бог напоминает вам о том, чтобы вы пошли в храм и помолились за усопших сродников?
Далее. Когда мы спим, мы беззащитны. И в этот момент мы не контролируем своё сознание и бесы могут ввести нас в такое состояние, что утром мы просыпаемся разбитыми и унылыми. Не поддавайтесь настроению, а принимайтесь за утренние молитвы. Доверять снам не надо.
Богослужение в Успенской церкви. На амвоне – священноархимандрит Флорищевой пустыни епископ Выксунский и Павловский Варнава
– Почему в наше время оскудевает в людях любовь?
– Как говорил в своё время Иисус Христос: «По причине умножения беззакония во многих оскудевает любовь». То, что мы и видим сегодня: разнузданность нравов, распад семьи. Процветает эгоизм. Охладевает любовь. Люди живут в виртуальной реальности. Бесконечное общение в соцсетях, в бестолковых обсуждениях суетного.
Разводы, самоубийства. Но ещё хуже, что люди не хотят создавать семью, не понимая того, что нет счастья у человека без семьи, отсюда – депрессии и болезни.
– Должно ли верующему человеку искать духовника?
– Если есть возможность иметь духовника, это хорошо. Иногда в погоне за духовником люди ищут старца в монастырях. И огорчаются, когда он отвечает, что «я не старец, я просто монах».
Лучше иметь духовника с маленькой буквы, нежели не иметь совсем. Если у вас есть священник, у которого вы часто исповедуетесь, если вы чувствуете к нему расположение, чувствуете, что он поймёт и не осудит вас, то он может стать вашим духовником. И тогда надо просто довериться ему.
– Может ли психолог заменить духовника?
– Нет. Эти области хотя и смежные, но разные. Я за то, чтобы священники изучали психологию. Люди настолько запутались в своём эгоизме, что у священника нет времени распутывать эти клубки взаимоотношений.
Психологи, в свою очередь, должны хотя бы иметь христианское мировоззрение. И далее: надо смотреть, какой духовник и какой психолог. Если духовник требует от вас слепого подчинения его воле, от него надо просто отойти. Он покушается на вашу свободу. Даже Бог не делает этого!
Если вы не чувствуете доверия к своему священнику или духовнику, просто отойдите от него. Он не обидится. Батюшки необидчивы. Но и бегать от одного к другому тоже не стоит.
– Какие духоподъёмные книги посоветуете читать в наше сложное и напряжённое время?
– Священное писание. Ветхий завет. Книга пророка Исайи. Притчи Соломона. Книга пророка Иова особенно необходима сегодня. Ежедневно читайте Новый завет. В нём ответы на все наши вопросы. Там ориентиры на каждый день и на всю жизнь.
– Благодарю, владыка, за содержательную беседу.
Досье "ВР"
- Родился в 1965 году в Калуге в семье педагогов. В 1968-м семья переехала в город Жиздру Калужской области.
- В 1983-1985 годах служил в Вооружённых силах.
- В 1985-1991 гг. обучался на историко-филологическом факультете Горьковского пединститута. В 1991-1992-м преподавал в Нижегородской технической гимназии.
- В 1985-1995 годах состоял в браке. Крестился в 1990 году в Свято-Покровском храме города Жиздры.
- В 1992-м приглашён на работу в Православное братство имени святого благоверного князя Александра Невского.
- 24 апреля 1999 года рукоположён в сан диакона.
- 1 июня 1999 года – во пресвитера. С 20 июля 1999 года по 28 ноября 2004-го служил в Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода.
- В 2004-м окончил Нижегородскую духовную семинарию.
- 28 ноября 2004 года направлен на послушание в Троице-Сергиеву лавру. 15 июля 2005 года пострижен в монашество с именем Варнава.
- Постановлением Священного Синода от 27 декабря 2005 года назначен наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь.
- С 17 августа по 26 декабря 2006-го – наместник Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь.
- С 15 февраля 2007 года – наместник Свято-Успенской Флорищевой пустыни.
- Решением Священного Синода от 15 марта 2012 года избран епископом Выксунским и Павловским.
- 18 марта 2012 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя возведён в сан архимандрита.
- 29 марта 2012 года наречён во епископа Выксунского и Павловского. 15 декабря 2013 года награждён митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием медалью святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени.
Володарский район Нижегородской области, посёлок Фролищи. Надвратная церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и преподобного Ефрема Сирина. В дивный монастырь проходишь как раз через расположенные под ней врата
Фото из архива Выксунской епархиии, Светланы Сухарьковой и Дмитрия Макарова