XIX Международные Рождественские образовательные чтения
В поисках национальной идеи
Тема недавно состоявшихся в Москве XIX Международных Рождественских образовательных чтений – «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Правда, на пленарном заседании в Государственном Кремлёвском дворце сцену украшал несколько иной аншлаг. В названии темы слово «государство» было заменено на слово «общество». Понятия не синонимичные, но в целом замена не производила впечатления ошибки. О взаимодействии государства, общества, школы, семьи и, конечно, Церкви говорили и в Кремле, где высокое собрание с участием членов Правительства РФ вёл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и позже, на секциях, «круглых столах» и конференциях.
Хорошая форма работы – «круглый стол». Каждый отстаивает свою позицию, делится опытом, анализирует, дискутирует, сомневается, доказывает. В результате появляется ясная картина: что и как было, есть и, скорее всего, будет.
Один из таких результатов – на этих страницах. Это подведение итогов всего трёх мероприятий направления «Семья в современном мире» Рождественских чтений.
Из недавней беседы с гражданами страны – члена Евросоюза: «Вам (России – Т.С.) надо пересмотреть свои взгляды. Вы не такие, как мы. Непонятно, как и чем вы живёте. Мы видим только огромное, страшное государство, людей, следующих каким-то непостижимым законам». Имелись в виду законы нравственные.
Каноны Православия остаются незыблемыми более двух тысяч лет. Россия не знает религиозных войн со времён средневековья. Казалось бы, вот она, национальная идея – Православие. Но нет. На деле мы пребываем в вечном поиске идеи, игнорируя очевидное.
Законы работают для законопослушных
Открывая конференцию «Православная семья как духовная основа российского общества», архиепископ Самарский и Сызранский Сергий сказал:
– Нужна высокая идея, формирующая дух русского народа. И здесь особое внимание должно уделяться семье как плацдарму формирования национального самосознания. Мы ответственны перед Богом, Отечеством и собственной совестью. Нет ничего невозможного; для того чтобы семья вернулась к собственной ранее сложившейся исторической сущности, нужно лишь время. Вода камень точит. Сущность в следующем. Вопрос молитвы должен быть для русского человека аксиоматичным, поскольку возрождение Отечества невозможно без возрождения православной веры. А в вопросах семьи не должно быть мелочей.
Возьмём хотя бы одну сторону обозначенного. Семья в современном мире, где молодёжь, и не только она, сориентирована на золотого тельца, бесконечно далека от идеальной модели. Представим эту модель, одновременно выявив степени отклонения от таковой. В её основе – идеи Священного Писания. Достоинство брака – цитадель любви, жертвенность, пробуждаемая верой. Супруги отдают себя друг другу и детям. Труды их связаны с рождением и воспитанием, так реализуется замысел Божий. Увы, в XX-XXI веках всё изменилось. Мы утрачиваем бытовое христианство, а ведь именно оно сохраняет народ. Генетический код нации – в православной вере. Законы работают для законопослушных: ведь вне заповедей не получится ни семьи, ни, как следствие, общества. Православные традиции в семье – путь к спасению.
Свобода против родительства
Это тезис выступления игумена Георгия (Шестуна), профессора, действительного члена РАЕН:
– Семейный уклад связан с государственным устройством. В дореволюционной России всегда был царь-батюшка. Нет его – нет государства. В семье тоже должен быть батюшка – глава. Постреволюционный, тоталитарный период: во главе самодур-диктатор («кто в доме хозяин?!»). Постепенно всё разрушается. И вот – демократическое общество, где понятия «мужчина» и «женщина» становятся синонимичными.
Самый яркий пример – США, где совсем недавно принят закон, отменяющий понятия «отец» и «мать». Логично, ведь более 300 тысяч детей в этом государстве воспитываются в гомосексуальных семьях. А кто же вместо отца-матери? Родитель №1 и родитель №2. Адвокаты радостно потирают руки: грядёт волна тяжб. Никому не хочется быть вторым номером. И никому нет дела до того, что закон сей в сущности упраздняет родительство.
Вернёмся в Россию. О противодействии американизации общества мы говорим повсеместно. Однако с тем же рвением предаёмся идеализации XX века, когда все дружно строили коммунизм. Хорошего было достаточно. Но не только хорошего. Ведь изначально большевизм был по сути мистическим: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…». Большевизм используют как ресурс государства для достижения мировой революции. Но в любом процессе возможны ошибки. Так и здесь.
Некоторые историки нашли их у вождя мирового пролетариата, по крайней мере, две. Это подписание Брестского мира и запрет для Красной армии помогать пролетариату Германии. Сии два судьбоносных действа послужили переориентации Германии с идеи мировой революции на националистическую («Мы – немцы!»), чем мастерски воспользовался уже другой вождь, Адольф Шикльгрубер. Союз нерушимый республик свободных выстоял во Второй мировой войне, низкий поклон ветеранам Великой Отечественной. Только Союз после оказался не нерушимым.
К тому, какие катаклизмы претерпевала сущность семьи в результате этих перипетий, вернёмся позже.
А что до свободы, семейным отношениям государство на законодательном уровне предоставляло её почти всегда, причём облекая её в самые неожиданные формы вне зависимости от собственной советскости либо светскости, путём облечения в законы.
Достояние трудовой республики
Назад, в 1918. Именно тогда Совнарком отменил «право постоянного владения женщиной», что, правда, не распространялось на представительниц прекрасной половины человечества, имеющих пятерых и более детей.
Декрет Совнаркома закреплял за бывшими владельцами (мужьями) право на «неочередное» пользование своей женой. В случае противодействия бывшего мужа в «проведении сего декрета в жизнь», он лишался такого права. Все женщины, которые «подходят под настоящий декрет, изымаются из частного постоянного владения и объявляются достоянием всего трудового народа» республики Советов.
Граждане «мущины» (так и написано! – Т.С.) имеют право пользоваться женщиной не чаще четырёх раз за неделю и не более трёх часов при соблюдении определённых условий. Ну и так далее. Плоды такого пользования были объявлены «детьми народного фонда» и подлежали размещению в народные приюты-ясли. Это как раз те дети, которые к роковым 1937-38 годам подросли и включились в активную политическую жизнь со всеми вытекающими последствиями.
Большинство современных студентов ничего не знают о знаменитой теории «глотка воды» Александры Коллонтай. Возможно потому, что в 1924 году советская власть развернулась на 180 градусов. Заговорили о воздержании, о повышении брачного возраста, осуждая ревность и извращения. Это не было возвращением к истокам православия, но за неимением… Десятилетиями срабатывала система советского идеологического табу.
От перестановки ролей суть меняется
Пропустим 90-е годы вседозволенности. XXI век. Что же всё-таки есть семья? Московский метрополитен, баннеры по стенам. Два из них посвящены социальной рекламе. На первом – счастливые люди, под их изображением – надпись: «Семья является одним из шедевров природы», философ Джордж Сантаяна (судя по фамилии, чуть ли не борец сумо!). У нас что, нет и не было русских философов, которые могли бы сказать о семье? На втором – группа матрёшек, их семь. Конечно, а как же иначе – семь Я! Большая толстая мама и куча ребятишек мал мала меньше. Позвольте, а где же папа? Или он, такой маленький и незначительный, затерялся среди деток?
На родительских собраниях в школах сидят, в основном, одни мамы. Но не всегда.
Тема выступления Светланы Клиповой, директора выксунской гимназии №14, «Семья – основа государственности». Короткая выдержка из него:
– У нас – семья педагогов-единомышленников, которая работает с семьями учеников. Формула успеха – в объединении школьной семьи с биологической. Полноценное воспитание ребёнка, гражданское формирование его личности возможны только при непосредственном взаимодействии школы и родителей. Участию отцов в воспитательном процессе следует уделять особое внимание. В гимназии сформирован и работает Совет отцов: думаем, обсуждаем, принимаем общие решения.
Далеко не везде практикуется подобный подход. Как быть с детьми в иных учебных заведениях, где нет таких Советов? Может, отцы всё же занимаются их воспитанием, найдя в себе силы преодолеть стереотип «семья – материнство – детство»? Сегодня в нём почему-то нет места отцам.
А ведь издревле, когда будущее семьи, особенно крестьянской, определялось детьми, с ранних лет помогавших по хозяйству, отец, главный работник, был для них примером. Негативное влияние урбанизации на такой уклад было приостановлено в послевоенные годы прошлого века. Возвращались отцы-герои домой, их ордена и медали казались сродни иконостасам. Надо было строить коммунизм, надо было рожать детей! Но к концу 60-х, когда, по данным официальной статистики, народ разуверился в идее коммунизма, кривая рождаемости стала менять направление. А к 90-м образ жизни окончательно изменился. Одной из его характерных особенностей стало сокращение числа многодетных семей.
Иерей Димитрий Березин, руководитель проекта интернет-журнала Подмосковья «Батя»:
– Чем чревато такое сокращение? Ролевыми перестановками в семье! Один-два ребёнка – не помощники родителям, а потребители их внимания. Уже не отец диктует свою волю ребёнку, а наоборот. Сам отец занимает пассивную позицию. Разрабатывая свой проект, направленный на стимулирование общения отцов и детей посредством совместных занятий творчеством или спортом, посещений храма, мы проанализировали явление «отцовского отстранения» и выявили его причины. Среди них – безответственность и эгоизм мужчин как субъектов общества потребляющего, но не созидающего, их «зависимости» (алкогольная, наркотическая, компьютерная). Нет у нас и традиций отцовства. Например, единственный сын в семье, повзрослев и став папой, не имеет навыков ухаживания за маленькими. «Батя» ставит перед собой цель – научить отца руководить семейным коллективом.
От глагола «нарождаться»
Получается, что воспитывать надо не только детей, но и родителей: семья должна жить. Крылатые слова «Хорошее дело браком не назовут» принадлежат Льву Ландау. В данном контексте брак есть некое плохое изделие. Но есть и другое значение этого слова. Оно есть производное от слова «брашна», то есть еда, пища, без коей не может существовать ничто живое. Значит, неплохое дело – брак. Ещё немного о словах: суженый – тот, кого Бог тебе судил; народ – от глагола «нарождаться».
Если никто не родится, то и воспитывать будет некого. О кризисе семьи и духовно-нравственных измерениях демографического кризиса в современной России говорит протоиерей Димитрий Лескин, директор православной классической гимназии из Тольятти:
– На всемирном уровне сегодня заговорили даже не о приостановке, а о прекращении кризиса. Возможно, в финансово-экономической сфере реальные перемены есть, хотя не факт, что все и вся ощущают разительные перемены в своей жизни. Но вот о преодолении кризиса демографического говорить ещё явно преждевременно. Равно как и нельзя не учитывать, что эти два кризиса взаимосвязаны. Что у нас обычно говорят? Будут деньги, будем рожать. Год 2008, когда «денег не стало». Российская Федерация, очередной опрос в Рамблере. Период начала кризиса, масштабность которого россиянки ещё не осознали: аборт планировали 53 тысячи из них. Спустя два месяца, когда народ уяснил, что на горизонте отчётливо «замаячила бедность», цифра эта взлетела почти до 550 тысяч. Такого не было ни в одной стране Европы.
Кстати, в той же Европе давно введено в повседневную практику то, что предложил совсем недавно Первосвятитель: вывести искусственное прерывание беременности из системы медицинского страхования за исключением случаев угрозы жизни матери. Для Церкви, всегда занимавшей бескомпромиссную позицию в вопросе чадородия, это совершенно революционное заявление. Наверно, все с интересом выслушали, что ответило общество. Общество в лице депутатов представительных органов власти самого высокого уровня сказало много интересных вещей. В целом соглашаясь с Патриархом, оно, в частности, выразило опасения, что внепланово забеременевшие девочки из когорты семей социального риска по причине безденежья обратятся за абортами к псевдоповитухам, орудующим в антисанитарных условиях. Оно с уверенностью утверждало, что не только эти девочки, но и те, что воспитываются в благополучных семьях, побоятся спросить у родителей необходимую для операции сумму (высокие отношения в семье! – Т.С.), значит, путь один – криминальный аборт. Трудно согласиться с такими мнениями, потому что непонятно, почему при проведении государственной политики поддержки материнства и детства средства налогоплательщиков направляют на уничтожение этих же целевых групп. Потому что это проще, чем воспитывать тех же детей и ту же семью?
Моя мама – тоже…
Здесь же – в защиту власти. Социальный приют в городе Арзамасе уже десять лет реализует программу «Благо дарите». За это время нынешний глава Минатома Сергей Кириенко фактически вырастил 37 самых «трудных» детей, стоящих на учёте в упомянутом учреждении. Он буквально «вытащил» их, и вот что замечательно: родители этих детей тоже потянулись к нормальной жизни. Пожалуй, ещё более замечательно то, что его инициативе последовали 25 депутатов городского представительного органа власти. Они оказывают адресную помощь семьям с мотивацией их к здоровому образу жизни, созданию благоприятного морального климата в семье. И получается! Например, 22-летней матери, имеющей за плечами три года отсидки, депутат помогает в трудоустройстве. «Моя мама тоже будет работать!» – с гордостью говорит её малыш. Он пока не понимает главного: теперь маму не лишат родительских прав.
Выкса Православная представляла несколько иной опыт. Сергей Матюгин, руководитель православного молодёжного движения во имя преподобного Варнавы Гефсиманского считает, что сплотить семью может семейное волонтёрство:
– Работа бок о бок дорогого стоит. Ребёнок видит, как его папа и мама стремятся подарить праздник тем, кто его лишён, например, детям-инвалидам, вынужденным в силу заболевания сидеть дома. Ничто не заменит радости оказания помощи людям, как ничто не заменит личного примера. В такой семье ребёнок с гордостью может сказать уже другое: «Мои мама и папа тоже дарят добро!».
Татьяна Щербакова, заведующая православным детским садом «Колокольчик» рассказала о Школе православной семьи при своём учреждении:
– Я не сторонница дошкольного образования, считаю, что ребёнок должен воспитываться дома. Для подготовки к школе было бы достаточно специализированных курсов. Но современные реалии делают такое невозможным. Значит, надо максимально сблизить детский сад и семьи. Мы нашли выход: Школа православной семьи. Для нас неразрывно связаны с верой все стороны жизни, только тогда она становится настоящей!
А здесь малыш скажет: «Мои мама и папа тоже ходят в школу!».
Николай Чопенко, руководитель военно-патриотической организации «Православные витязи»:
– Мы хотим, чтобы такие понятия как целомудрие, чистота, сила духа стали не просто добродетелями, а идеалом. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны. Это не путь парадных рапортов о проведённых мероприятиях, а реальная работа на уровне церковного прихода, семьи и школы с ребятами 11-12 лет.
Совершая вневременную миссию
Наше государство, судя по предлагаемым им масштабным проектам, озабочено качеством жизни населения. Но, похоже, в первую очередь считают нужным заниматься бытовой его стороной, равно как и физическим здоровьем людей. Это правильно, и это требует много средств и сил. На долю здоровья духовно-нравственного почти ничего не остаётся. Много лет подряд Церковь предлагает помощь, хотя бы в части сил. Её уже принимают правоохранительные и силовые структуры, МИД и наркоконтроль, пенитенциарные и социально-реабилитационные учреждения. Только сфера образования, где и должна бы закладываться основа такого здоровья, колеблется: мы живём в светском государстве!
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
– Отвечаю на некоторые критические заявления о принципиальной якобы невозможности преподавания религиозных культур в светской школе. Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечёт за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции.
Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божьего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3, 17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убеждённых патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан.