«Мы ехали в большом туристском автобусе по южной части страны. Мелькали домики под черепичными крышами, во дворах почти каждого из которых можно было увидеть небольшую статую либо Христа, либо Девы Марии. Один городок сменял другой, как две капли воды похожий на предыдущий множеством храмов. Экскурсовод пояснила: здесь 98% населения регулярно посещают церковь. Польша – католическое государство…», – выксунская школьница Даша Короткова недавно вернулась из путешествия. Впечатлений, конечно, масса. Но, пожалуй, церковные оказались едва ли не самыми яркими.
– Почему? Расскажи, что именно тебя так потрясло?
– Как я уже сказала, буквально стопроцентное посещение церкви поляками. Особенно заметно в воскресный день. Мы проезжали Люблин, Сандомеж, Вроцлав… Даже из окна автобуса видишь, что утром на улицах практически пусто. И вот – полдень. Двери костёлов распахиваются, народ высыпает толпой. Все нарядные, весёлые, идут целыми семьями. Чувствуешь, они объединены чем-то общим, необходимым всем и каждому.
– И чем же?
– Наверно, верой.
– Но ведь вера заключается не в том, чтобы дружно выйти из храма?
– Она там ощущается повсеместно. На каждом углу костёлы: старинные, чуть ли не древние, и современные, похожие на самые авангардные закрытые спортивные корты. Каждый украшает портрет или скульптура ныне покойного папы Иоанна Павла II. А если зайти внутрь? Я видела завершение церемонии конфирмации! Мальчики в белых блузах, девочки в белых, почти бальных, платьях, с белыми же меховыми накидками. Детей ведут за руки родители, бабушки, дедушки. Так здорово, когда на праздник вместе собираются большими семьями в несколько поколений! И праздник этот в церкви. Правильно, когда веру прививают с детства.
– Что-то ещё?
– Гид говорила, будто бы если человек в течение двух-трёх недель не посещает костёл, священник отправляется к нему домой узнать, что случилось, не нужна ли помощь? У нас, православных, этого нет.
– Ты считаешь себя православной?
– Да. Это наша вера, русская. Я крещёная, но в церковь хожу редко. На Пасху, в родительскую субботу свечки поставить. И в храме не задерживаюсь, хотя там очень красиво. Всю службу ни разу не стояла.
– Почему?
– Не знаю. Я и не исповедовалась никогда. Насчёт причастия – не помню. Если только очень давно это было, в раннем детстве.
– Никогда не возникало желания исповедоваться?
– Как-то не приходило в голову. Думаю, на исповеди признаются в страшных обманах и предательствах, причём делают это от безысходности. Ведь исповедь – это обращение к Богу, должно случиться какое-нибудь жуткое событие, потрясение, чтобы человек пошёл рассказывать о своей подноготной. Например, он теряет свой бизнес, который вёл нечестно, его семья под угрозой, тогда и нужно каяться. У меня всё по мелочи, и грехов-то никаких нет.
– Евангелие читала?
– Нет. Я смотрела фильм «Остров». Он, конечно, тяжеловат, но заставляет задуматься о смысле жизни, об ответственности. Скорее всего, именно ответственность в вере, как у католиков, ведёт к положительным результатам. К сохранению культурного наследия, уважению к труду, правильному выстраиванию семейных отношений.
– О семьях и о католиках: не забыла о потворстве последних однополым бракам? Разве это полноценная семья?
– Это исключение из общего правила, нормальные семьи преобладают. В них взрослые должны показывать детям пример, приобщать их к Церкви. Ведь от того, как человек ведёт себя в духовной жизни, зависят его поступки и решения в обычной.
– Духовная жизнь – необычная?
– Для меня пока да. Но всё может измениться. Надеюсь, у меня получится воспитать своих детей – когда они появятся, конечно, – в вере.
– В какой?
– В православной.
P.S. Россия – православное государство… По статистическим данным, в нашей стране регулярно посещают храмы до 5% населения.