Зачем нужен пост?

account_circle
visibility
Епископ Варнава: «Он помогает нам понять, кто мы есть на самом деле»

Как-то стала невольным свидетелем разговора двух молодых женщин, когда одна сделала комплимент другой по поводу хорошего внешнего вида и подтянутой фигуры, поинтересовавшись, каким фитнесом она занялась. На что та в ответ только рассмеялась и поделилась секретом похудения: «Поститься надо, я второй год перед Пасхой пощусь.

Никакой фитнес не потребуется, если забудешь на месяц про мясо и колбаску, а будешь есть только овощи и фрукты. Двойная выгода: и пост соблюдаешь, и к лету в форму приходишь». А в чём всё-таки суть поста, как его надо воспринимать, чтобы он не стал обычной диетой? На этот и другие вопросы отвечает глава Выксунской епархии епископ Варнава. 

– Пост – это дело духовное, которое нельзя воспринимать как диету, хотя о теле тоже надо заботиться. Некоторые гастрономические ограничения необходимы, но вовсе не для того, чтобы как-то похудеть, поправить своё здоровье. Не для того Господь пришёл на землю, проповедовал Евангелие, терпел страдания за нас, чтобы мы не ели, например, колбасу. Постясь, подражая тем самым Господу, мы должны понять, что смысл поста – в удержании от зла, причём того, что находится в нас. Мы всё время пытаемся бороться с тем злом, которое вне нас, а за собой его не хотим замечать. И если об этом нам скажет кто-то со стороны, то можем обидеться, не очень хорошо ответить. А в нас зла немало. В нашем сердце живут закваски всех страстей: гордость, тщеславие, гнев, блуд, ленность – чего только нет! Но мы не чувствуем этого, а пост помогает всё увидеть в себе, потому что власть плоти над духом в это время ослабляется. Всё же мы более плотские, нежели духовные.

– Владыка, а что такое духовность?

– Казалось бы, её достаточно сложно определить словами – что-то высокое, красивое, неосязаемое. Но на самом деле духовность имеет очень чёткие признаки и конкретные очертания – это сопричастность духа человека Духу Божиему. Христианин должен исполнять Заповеди Христовы. Но они не являются системой запретов. Их несёт в себе Ветхий Завет (не убий, не кради, не прелюбодействуй…). А в Новом Завете Господь призывает нас к обновлению, чтобы мы стремились стяжать добродетели: кротость, смирение и другие. Мы должны стараться преодолевать свои страсти, которые есть не что иное, как искажённые добродетели. Например, любовь – хорошо, разврат – плохо. Семейная жизнь – хорошо, измена – плохо. Пост – время воздержания, т. е. удержание себя от страстных мыслей, чувств и дел. Нужно уметь сдерживать себя, поскольку во всём хороша мера. Святитель Василий Великий говорил, что всё, что выше потребности – суетно. Можно добавить: и грешно. Вопрос меры, золотой середины очень важен, в том числе и в отношении поста. Как её достичь? Человек для этого может утеснять себя даже больше, чем нужно, чтобы потом от почти нулевой точки отсчёта дойти до золотой середины.

– Зачем нужны ограничения в пище?

– «Не всё, что в уста, а всё, что из уст, оскверняет человека». Главное – пост духовный, но это не значит, что можно есть всё подряд. Может ведь и так получиться: решим, что будем есть без ограничения, зато никого осуждать не станем. Но проходит день, другой, мы едим всё подряд и осуждаем всех подряд. Не получается иначе! Телесный пост – это первая ступень на сложном пути. Ты сдержи своё чрево, потребности своего желудка, а там, глядишь, и что-то другое сумеешь. «Постимся, братья, телесно, постимся и духовно» – есть и такие слова.

– Как часто следует исповедоваться во время Великого поста?

– Чем чаще, тем лучше. Это касается и таинства исповеди, и таинства причащения. Возможно, текущим Великим постом кто-то приступит к таинству исповеди впервые. Прежде всего необходимо понять, что все мы – грешники. Но мало это констатировать, надо ещё покаяться перед Богом. Некоторые говорят: «Если встану перед иконой и покаюсь, разве Бог меня не услышит? Он ведь всегда и везде». Такой подход неверен, хотя, конечно, Бог слышит всё. Но таинство исповеди установил сам Христос и дал апостолам эту благодать. А священники – их приемники, которым через таинство хиротонии и рукоположение передаётся благодать прощать и разрешать человека в грехах. Одно дело, когда ты просто каешься, и совсем другое, когда делаешь это перед свидетелем, которым является священник, от Бога имеющий власть прощать тебе грехи.

Но иногда очень стыдно рассказать постороннему человеку то, о чём предпочёл бы забыть, как о страшном сне…

– Надо показать раны духовные и стесняться нечего. Священник – тоже человек, и у него тоже есть немощи. Исповедуя, он столько всего уже наслушался, что удивить его нечем. Собственно говоря, таинство священства даёт любому священнику сострадание грешнику, поэтому во время исповеди он не осуждает, а сопереживает. Не нужно стесняться ещё и потому, что всё равно всё откроется: рано или поздно каждому придётся переходить в иную форму бытия, открывающуюся за порогом смерти. И лучше открыться духовнику, и никто ни здесь (разглашение тайны исповеди для священника – смертный грех), ни, главное, там о вашем грехе не узнает, потому что он исчезает. Исповедоваться нужно! Знаю, что многие имеют такую потребность, а духа не хватает. Постарайтесь подвигнуть себя, и станет легче. А то ходят люди с залежами грехов и не понимают, что жизнь их идёт криво по той причине, что столько уже всего в себе накоплено… Запомните: любой грех имеет послевкусие. Скорби житейские, многие болезни и проблемы – это следствие грехов, и, исправляя себя внутри, мы исправляем свою жизнь вовне. Люди, живущие духовной жизнью, прошедшие горнило испытаний, могут засвидетельствовать это. А как подготовиться к исповеди, можно узнать из специальных книг и брошюр, которые продаются в любом храме.

– В чём смысл таинства причащения?

– Перед причащением нужно обязательно исповедоваться. Причащение – самое великое среди таинств Святой Церкви, оно соединяет нас с Господом. Мы причащаемся тела и крови Христовых, принимаем всего Христа в себя. Если нет веры в это, то подходить к таинству нельзя. А если мы хотим причаститься, но нас одолевают сомнения, то нужно просить у Бога: «Господи, помоги мне, открой мне, дай мне веру в это таинство». Если человек ищет Бога, он к нему придёт и поймёт, что таинство причастия необходимо.

– А детям надо поститься? Если да, то с какого возраста?

– В этом нет ничего вредного, потому что детям пост всегда послабляется. И лет с пяти-шести их надо уже приучать к посту. Что любят дети? Сладкое, мульт-фильмы посмотреть, игры, компьютер… В пище тоже ограничения должны быть, но не строгие. В каждом случае – индивидуальное решение. Приучать надо постепенно, но так, чтобы годам к семи навык поста у ребёнка сложился.

– В этом же возрасте можно впервые ребёнка вести на исповедь?

– Да, существует практика, что исповедовать детей надо с семи лет. Она условна. Бывает, что ребятишки сами хотят исповедоваться в шесть и даже в пять лет. Препятствовать этому не следует. А кто-то и в семь ещё к таинству исповеди не готов. Это зависит от того, насколько развитие души опережает развитие тела.

– Есть ли какие-то особые правила по подготовке ребёнка к святому причащению?

– Понятно, что причащающийся младенец не понимает того, что он делает, но это не значит, что благодать Божия, которая передаётся таинством, не действует на него. Многие родители тоже это чувствуют, замечая, что после причащения младенец делается более спокойным, умиротворённым – духовное ему прививается. А когда малыш подрастает, начинает правильно понимать происходящее, то ему надо всё объяснять. И здесь труд родителей очень важен. Разумеется, они читают каноны и последование ко святому причащению, и ребёнок может постоять рядом с ними несколько минут. Потом, объяснив ему, что они готовятся к причащению, можно прочесть вместе с ребёнком какие-то короткие молитвы. Главное – объяснять ему всё, механического повторения быть не должно. Когда за внешним человек не видит внутреннего, это и опасно, и плохо. В таком случае ребёнок может вырасти постоянно видящим церковные праздники, священнодействия, но не понимающим сути и духа происходящего в храме, не понимающим православия.

Отмечу следующее: детей до семи лет причащают только Кровью Христовой, а после семи – Телом и Кровью. Поэтому в среду и пятницу Великого поста, когда совершается литургия Преждеосвящённых Даров, младенцев не причащают. Дары заготавливаются заранее, в воскресенье накануне. И Крови как таковой нет. Это надо понимать. Великим постом маленьких детей можно причащать только в субботу и воскресенье.

 

Татьяна Снегирева. Фото Ольги Поповой

 

blog comments powered by Disqus