Как нас спасает медицина катастроф

account_circle ВР
visibility
Семья Лёскиных из Новодмитриевки дважды за год сумела воспользоваться самыми передовыми и прогрессивными услугами медицинской помощи.

В России в системе здравоохранения сейчас работают свыше полумиллиона специалистов. Это гораздо меньше, чем было до начала её реформирования.

Может, именно поэтому отечественную медицину не ругает только ленивый. Действительно, после всех оптимизаций, модернизаций и укрупнений получение квалифицированной медпомощи не стало более лёгким и понятным. И порой вместо того чтобы сходить в поликлинику, люди просто идут в аптеку, чтобы купить какой-нибудь разрекламированный препарат и заняться самолечением. Но только до тех пор, пока не «прижмёт» по-настоящему...

Рассказывает Валентина Лёскина:

– В июне прошлого года пошли с внуком на пруд искупаться, ребятишек было много. Уже почти дошли, и вдруг он весь побледнел: «Ба, меня змея укусила». Пацаны его на велосипеде тут же повезли в больницу. Я пока добежала, уже «скорую» вызвали. В Выксе положили в реанимацию. А вечером врач говорит: «Надо его в Нижний везти». У Артёма ведь врождённый порок сердца... Так в шесть часов вечера за ним уже вертолёт прилетел. Недели две там лежал. Сейчас всё хорошо.

А в начале этого года у супруга сердце прихватило. Да сильно так! Юра попал в кардиологию с подозрением на инфаркт. Несколько дней в Выксе пролежал. И доктор ему предложил: давай, мол, в Нижний Новгород на вертолёте тебя в специальный центр отправим. Коронарографию ему сделали, ещё какие-то анализы и обследования. Операцию, сказали, пока делать не нужно – тромбов нет. В общем, подлечили мужа моего. И он теперь продолжает работать. А если б не вертолёты эти, не знаю, что бы и было...

Чтобы досконально разобраться в ситуации, «ВР»  узнал мнение специалиста и взял комментарий у эксперта.


Лёскины.jpg

Юрий Лёскин и его внук Артём на себе испытали, как работает Центр медицины катастроф


Мнение специалиста

Центры медицины катастроф занимают особое место в системе здравоохранения.

Основной задачей Центров является прогнозирование медико-тактической обстановки и организация медико-санитарного обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 

О работе такого Центра порталу «Ассоциации вертолётной индустрии» рассказал исполняюший обязанности главного врача Нижегородского территориального центра медицины катастроф Михаил Созонов. Одной из особенностей данного Центра является сформированное в нём авиамедицинское подразделение, выполняющее как экстренную, так и плановую медицинскую эвакуацию жителей из районов области. 

Интервью публикуется в сокращении. Полный вариант – на сайте https://helisystems.ru/.

ispolnyayushchim-obyazannosti-glavnogo-vracha1920.jpg– Михаил Михайлович, повлияла ли пандемия коронавируса на привычный режим работы Центра медицины катастроф?

–  Во время сложившейся эпидемиологической ситуации в стране в целом, и в Нижегородской области в том числе, медицинские бригады ГКУЗ НО «Нижегородский территориальный центр медицины катастроф» работают в режиме повышенной готовности, как и все сотрудники медицинских организаций Нижегородской области. 

Но мы не оставляем без внимания и медицинской помощи пациентов с различной острой патологией. При необходимости госпитализации пациент доставляется в медорганизации Нижнего Новгорода в кратчайшие сроки авиационным транспортом.

– Изменились ли требования к мерам санитарного контроля? Какие средства индивидуальной защиты сегодня имеются на вооружении врачей и пилотов?

– Так как новая коронавирусная инфекция является особо опасной, мы обязаны предпринять все меры для защиты наших сотрудников. В связи с этим усилен дезинфекционный режим, все бригады работают в средствах индивидуальной защиты, предусмотренных временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации, которые включают в себя одноразовый костюм достаточной степени защиты, очки, респиратор и перчатки. 

Члены экипажа воздушного судна и технический персонал АО «РВС» также обеспечены одноразовыми средствами индивидуальной защиты и антисептиками. Есть и бактерицидный облучатель-рециркулятор. Медицинские сотрудники и члены лётно-технического состава регулярно проходят тест-контроль на выявление возбудителя COVID-19.

– Какие вертолёты сейчас выполняют медицинскую эвакуацию? 

– Сегодня на территории Нижегородской области для оказания медицинской помощи в экстренной форме используются вертолёты отечественного производства «Ансат», оснащённые медицинским модулем. На борту имеется аппаратура для контроля жизненно важных, их ещё называют витальных, функций и системы жизнеобеспечения, в том числе аппарат для проведения искусственной вентиляции лёгких.

– Сколько пациентов было эвакуировано санитарной авиацией в этом году? 

– С 1 января по 17 мая 2020 года медицинскими бригадами ГКУЗ НО «НТЦМК» выполнено 127 вылетов, эвакуировано 123 пациента, из них 8 детей.

– Были ли случаи эвакуации больных с коронавирусной инфекцией? Есть ли определённая специфика в эвакуации больных с COVID-19?

– Случаев санитарно-авиационной эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией у нас пока не было. Однако нами заблаговременно разработаны алгоритмы действий медицинских бригад, лётно-технического состава авиакомпании и проведены тренировки на каждом этапе санитарно-авиационной эвакуации. Проработан вопрос дезинфекции воздушного судна после выполнения авиамедицинской эвакуации.

– Вы врач с многолетним опытом. Как Вы оцениваете вклад санитарной авиации в систему здравоохранения региона? Есть ли в ней реальная необходимость?

– Нижегородская область имеет значительную по протяжённости территорию. Доезд до некоторых районных больниц составляет свыше 350 километров. И при необходимости эвакуации тяжёлого больного с такими заболеваниями, как острое нарушение мозгового кровообращения или травмы тяжёлой степени тяжести, время эвакуации санитарным автомобилем займёт порядка шести часов. 

А эвакуация такого пациента с использованием вертолёта, оснащённого медицинским оборудованием, составит не более полутора часов, что существенно сокращает время ожидания необходимой высокотехнологичной помощи, которую можно получить только в специализированных стационарах Нижнего Новгорода. 

Кроме того, авиамедицинская эвакуация с использованием вертолёта высвобождает ресурсы подразделений скорой помощи и позволяет их использовать для сокращения времени доезда к пациентам с другими заболеваниями. 

Это особенно важно в условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки. Поэтому говорить о необходимости или целесообразности санитарной авиации, наверное, не стоит. Она нужна, и она должна развиваться.

– Насколько сегодня Центр укомплектован высококвалифицированными кадрами и на что Вы в первую очередь обращаете внимание в кадровой политике? Есть ли молодые сотрудники?

– Каждый специалист должен быть профессионалом в своём деле. Все сотрудники нашего Центра, осуществляющие санитарно-авиационную эвакуацию, прошли курс подготовки в ВЦМК «Защита». Учитывая специфику нашей работы, все кандидаты на должность врача или среднего медицинского персонала проходят обследование, в результате которого оценивается их психоэмоциональная устойчивость при работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Практические навыки кандидатов оценивают врачи-методисты учебно-тренировочного отдела нашего Центра. Если кандидат успешно проходит все эти этапы, то он может быть принят к нам на работу. 

Также в Центре медицины катастроф разработаны алгоритмы действий членов авиамедицинской бригады при различных ситуациях. Регулярно проводятся тренинги и практические занятия со всем персоналом, участвующим в авиамедицинских эвакуациях.

– Санавиация развивается в регионе уже несколько лет. Какие проблемы сегодня наиболее актуальны и какие решения позволят снять насущные вопросы?

– Проблемным вопросом пока ещё остаётся недостаточность авиационной инфраструктуры. В 15-ти муниципальных образованиях возле стационаров имеются вертолётные площадки, принадлежащие сторонним юридическим лицам, со временем доезда от медицинской организации до вертолётной площадки менее 15 минут. К остальным медицинским организациям, при осуществлении санитарно-авиационной эвакуации, посадка воздушного судна осуществляется методом подбора с воздуха наиболее подходящего места. 

Исполнителем авиационных услуг (ОАО «Русские вертолётные системы») установлено светосигнальное оборудование на пяти вертолётных площадках, что позволяет осуществлять посадку в ночное время суток. 

Постановлением правительства области от 31.07.2019 №523 утверждена «Стратегия развития санитарной авиации в Нижегородской области до 2024 года». В ней запланировано строительство 54 вертолётных площадок при государственных медицинских организациях региона. Составлен план-график проведения этих работ с разбивкой по годам до 2024 года. В настоящее время проводится уточнение и согласование мест строительства таких площадок и разработка проектно-сметной документации.


Ансат-на-погрузке.jpg

Двухдвигательный многоцелевой вертолёт «Ансат» разработки и производства Казанского вертолётного завода холдинга «Вертолёты России» является отечественным вертолётом нового поколения. В числе преимуществ этой машины: надёжность, простота в использовании, возможность безангарного хранения и применения в различных климатических зонах 

 

modul-med.jpg

Медицинский модуль в вертолётах «Ансат» позволяет вести непрерывный мониторинг состояния пострадавшего, поддерживать жизненно важные функции организма и при необходимости проводить во время эвакуации интенсивную терапию в объёме специализированной врачебной помощи



Комментирует эксперт

«ВР» обратился к Анастасии Соколовой, главному врачу Выксунской ЦРБ. чтобы уточнить, насколько актуально для нашего округа использование санавиации.

Соколова.jpg– Анастасия Сергеевна, как часто из Выксы забирают больных на медицинских вертолётах? 

– К счастью, потребность в применении санитарной авиации возникает нечасто. В этом году уже была  такая необходимость. Ещё до введения карантинных мероприятий отвозили пациента с острым коронарным синдромом в региональный сосудистый центр, чтобы сделать коронарографию с последующим проведением операции по стентированию сосудов.

– При каких заболеваниях вызываете авиацию?

– Мы действуем строго в соответствии с инструкцией, утверждённой приказом минздрава. Как правило, срочной транспортировке для проведения адекватной терапии подлежат пациенты с острым инфарктом мио-карда, острым нарушением мозгового кровообращения, травмами и коматозными состояниями различной этиологии и другими заболеваниями, которые требуют лечения в специализированных стационарах Нижнего Новгорода, где таким пациентам будет оказана  необходимая медпомощь.


Василий Фёдоров. Фото из открытых интернет-источников и из архива «ВР». 
Благодарим за помощь в подготовке публикации компанию «Русские вертолётные системы»