Психолог – это врачеватель душ

account_circle
visibility
Помощник школьников в решении их жизненных задач

Должность педагога-психолога появилась в общеобразовательных учебных заведениях примерно 10 лет назад. Тогда эта профессия для учащихся и их родителей была малопонятной, хотя некоторые и по сей день туманно представляют, в чём заключается его работа, и зачем она нужна в образовательных учреждениях.

Психолог – это врачеватель душС особенностями этой деятельности познакомимся поближе на примере опыта психолога Мотмосской школы Светланы Сергеевой, которая практически 10 лет занимается решением проблем мотмосских школьников.

– Светлана Ивановна, расскажите немного о себе. Почему выбрали именно эту профессию?

– Когда меня спрашивают, почему я стала психологом, отвечаю так: выбор профессии всегда чем-то обусловлен. В моём случае предпочтение связано с личной заинтересованностью в науке психологии. Кроме того, эта специальность всегда была актуальна и востребована в обществе. Профессия психолога во многом сходна с профессией врача, поскольку оба помогают человеку быть здоровым, гармонично развитым и душой, и телом. Из 22 лет общего трудового стажа первые 12 я проработала фельдшером в медсанчасти ВМЗ. Сегодня мне эти медицинские знания очень помогают в работе. Остальное время посвятила ребятишкам из Мотмосской школы и их родителям.

– С чего начинается Ваш трудовой день, и что входит в обязанности?

– Психолог в школе всегда работает с триадой: учитель – ученик – родители. Мой рабочий день и состоит в том, чтобы помогать всем участникам этой цепочки преодолевать неминуемые в образовательном процессе трудности. Нормативными документами за психологом закреплена обязанность заниматься диагностической, просветительской, консультативной, коррекционно-развивающей и психопрофилактической работой.

– Много ли в школе детей, нуждающихся в психологической помощи?

– С каждым годом всё больше. Одному ребёнку достаточно простого разговора, возможности излить накопившиеся чувства. На помощь другому требуется не один год еженедельных занятий с привлечением специалистов из других областей. Нужно понимать, что полностью решить все проблемы в одночасье невозможно. Но посодействовать школьнику в снятии психологического напряжения, вызванного какой-то жизненной ситуацией, школьный психолог просто обязан.

– Насколько мне известно, психолог встречается с детьми, которым предстоит идти в первый класс, и их родителями для изучения способностей будущих школьников и особенностей развития. Расскажите, как это происходит?

– Психологическая готовность ребёнка к школе – это комплексный показатель, позволяющий спрогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника в дальнейшем. Зрелость в этом плане включает в себя следующие параметры: наличие мотивации к учёбе, готовность ученика выполнять требования учителя, определённый уровень интеллектуального развития, коммуникативную готовность. Сама процедура тестирования выглядит как беседа психолога с ребёнком, которому при этом необходимо выполнить определённый набор заданий. В ходе разговора я смотрю и на успешность выполнения заданий ребёнком, и на затраченное на это время, прибегал ли он к помощи или справлялся самостоятельно, как быстро утомляется и прочее. По окончании данной процедуры при необходимости даю родителям рекомендации по развитию ребёнка и повышению уровня его готовности к школе.

– Родителей часто пугает, что их дочь или сын посещает коррекционные занятия у психолога. Наверняка в этом нет ничего страшного…

– Конечно же нет. Индивидуальные или групповые коррекционные занятия направлены на развитие у детей познавательных процессов (памяти, внимания и мышления) или же на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, а также общении.

– Старшеклассники меньше нуждаются в ваших услугах?

– Вовсе нет. А как же помощь в социализации, выборе профессии, формировании жизненных навыков, а также профилактика асоциального поведения, наркозависимости? Всё это необходимо и в среднем, и в старшем звене. Немаловажным в этот период является и психологическое сопровождение подростков в период подготовки и сдачи ЕГЭ. Так что поле деятельности школьного психолога очень обширно. Не со всеми детками всё проходит гладко. С 2011 года я вместе с педагогом-психологом школы №6 разработала проект «Карусель» по профилактике девиантного поведения среди подростков, благодаря которому были организованы занятия для школьников, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Юлия Сиденькова. Фото из архива Светланы Сергеевой