На минувшей неделе Союз журналистов области провёл пресс-тур в ОАО «Нижфарм». Представителей СМИ интересовала проблема производства необходимых лекарственных средств в период эпидемии гриппа.
«Точно, как в аптеке» – это выражение вполне соответствовало организации пресс-тура. Точно в указанное время автобус доставил журналистов на «Нижфарм», где нас встретили директор по качеству Игорь Касакин и руководитель внутрикорпоративного PR Анна Большухина.
После краткой информации о компании отправились на экскурсию. Сам процесс производства оксолиновой мази наблюдали через стекло огромного окна, а вот на участке упаковки присутствовали лично. И хотя пресс-конференция была ещё впереди, удержаться от вопросов к Игорю Александровичу было невозможно.
Мы узнали, что за сутки с двух конвейеров сходит 150 тысяч упаковок оксолиновой мази. Сырьё для неё – отечественное. На рынке фармпродукции мазь уже 20 с лишним лет, успела проявить эффективность в борьбе с вирусами гриппа, потому столь популярна у населения. К тому же вы можете использовать её ежегодно в период сезонных обострений и привыкания не наступает.
С конвейера – несколько сотен, а в аптеках – десятки
Главным вопросом, который интересовал журналистов, был такой – «Почему в аптеках Нижнего и городов области нет противовирусных препаратов компании «Нижфарм» – оксолиновой мази и лавомакса? Неужели свой, отечественный производитель не в состоянии обеспечить аптечную сеть области? Почему получается, как и встарь, «сапожник без сапог?».
На вопросы отвечали исполняющий обязанности генерального директора Евгений Тюленев, директор по качеству Игорь Касакин, медицинский советник Марина Тимохина.
– Когда маркетологи компании заявили, что спрос на противовирусные препараты возрастёт, производство оксолиновой мази было увеличено ещё в августе, хотя такого ажиотажа, какой наблюдается сейчас, тогда ещё не было, – сообщил Игорь Александрович. Производство «оксолинки» – сезонное, в мае-июне мы её не выпускаем. И только в периоды обострений гриппа и ОРВИ увеличиваем объёмы.
– За пять дней, с 26 ноября по 2 декабря, через дистрибьюторов регионального «Фармкомплекта» в аптеки области поступило 120 тысяч упаковок оксолиновой мази и три тысячи – лавомакса. В аптечной сети Нижнего за один лишь день продают 50 тысяч упаковок! За ноябрь «Нижфарм» отправил 600 тысяч упаковок оксолиновой мази в города России и 400 тысяч – в Казахстан. «Нижфарм» – компания федерального уровня и её представители работают в 50 городах России, а также на Украине, в Казахстане, Узбекистане, а недавно открыты представительства в Азербайджане и Армении.
Однако в период эпидемии противовирусные препараты из аптек исчезли. Их не было ни в сентябре, ни в октябре, а в ноябре появлялись в количестве, явно недостаточном для пика заболевания. И вместо нижегородской «оксолинки» по 14-18 рублей (отпускная цена производителя – 12 рублей) кое-где стала появляться оксолиновая мазь подмосковной «Зелёной дубравы», но уже по 35-59 рублей.
Кто правит бал?
– Существующая система дистрибьюции не позволяет производителю влиять на оптовый и розничные сегменты, – сказал Евгений Тюленев. Хотя еженедельно по четвергам министр департамента здравоохранения Карцевский собирает представителей производителя лекарственных средств, дистрибьюторных и аптечных сетей; отслеживается динамика наличия препаратов в аптеках и ценообразование.
– Возникает много вопросов по поводу цен на препараты, – заметил Евгений Андреевич, – причём кивают в сторону производителя. Скажу следующее. В феврале мы на 12 процентов снизили цену на свои противовирусные препараты, а в сентябре на лавомакс ещё на два процента. Отпускная цена оксолиновой мази – 12 рублей, лавомакса – 600. «Нижфарм» не занимается непосредственно поставкой своих препаратов в аптечную сеть, для этого есть региональный дистрибьютор «Фармкомплект» и несколько других дистрибьюторов на коммерческом рынке – ЦВ Протек, Роста, Морон, Биотек, Интерлизинг и т.д.
Аптеки делают заявки в ЦЕЗ (Центр единой заявки), дистрибьюторы их выполняют. И если есть заказы от какой-то «выгодной» аптеки, они решают направить препараты именно туда, а не в другой регион. И цены на препараты повышают дистрибьюторы и аптеки, у них есть такое право.
– Расширять производство оксолиновой мази сегодня нет необходимости. Пик спроса проходит, срок годности мази небольшой, и мы вынуждены будем её списывать, утилизировать, – сообщил Евгений Тюленев.
Но, тем не менее, в декабре «Нижфарм» планирует выпустить один миллион упаковок оксолиновой мази. Вот тогда-то, возможно, жители области смогут иметь в каждой семье по тюбику высококачественной отечественной противовирусной мази.
Журналисты, получив достоверную информацию из первых рук, разъехались по редакциям.
Вместо заключения
На другой же день стала обзванивать аптеки и аптечные пункты, интересуясь, есть ли у них противовирусные препараты компании «Нижфарм». Одни говорили, что с началом эпидемии мазь исчезла, «как корова языком слизнула», другие отвечали, что поступает 30-40 упаковок, которые расходятся за полчаса, третьи сетовали, что не видят её весь ноябрь. И только в двух аптеках ответили, что «сегодня поступило 60 упаковок оксолинки и девять – лавомакса». Цены тоже приемлемые. Заявки в ЦЕЗ фармацевты направляют регулярно. Мне же запомнился ответ одного из них: «А люди уже приспособились, хозяйственным мылом смазывают нос. Очень эффективно!» Так что нам не страшен грипп! Русский человек горазд на выдумку. А народных рецептов у нас в каждой семье – тома!
Справка
Компания «Нижфарм» входит в тройку ведущих фармацевтических компаний страны по объёму продаж, занимает первое место у российских потребителей среди отечественных фармпроизводителей. Три года подряд – в 2003, 2004, 2005 компания была обладателем «Платиновой Унции» в номинации «Компания года». Это абсолютный рекорд! «Нижфарм» входит в состав немецкой группы компаний STADA по России и странам СНГ и Балтии. А генеральный директор ОАО «Нижфарм», он же – вице-президент STADA по России и странам СНГ и Балтии Дмитрий Ефимов второй год подряд признан лучшим менеджером по итогам десятого ежегодного рейтинга, проводимого Ассоциацией менеджеров России и ИД «Коммерсантъ» среди наиболее профессиональных управленцев России, лидеров в своих отраслях и функциональных направлениях.