ДРО на два года старше юбиляра

visibility
Создание завода дробильно-размольного оборудования и начало застройки улицы Красных зорь способствовало присвоению Выксе статуса города.

ДРО на два года старше юбиляра

Так считают многие дробмашевцы. 

Для того, чтобы подробнее узнать об этом, «ВР» обратился к Татьяне Мазуриной, экскурсоводу музея «ДРО-Дробмаш», которая назубок знает историю предприятия. Да и сама трудилась здесь более 40 лет, и на заслуженный отдых ушла с должности ведущего инженера-конструктора. Ей слово.


Как строились Красные зори

Своё мнение об этом в газете «Машиностроитель»  в 1984 году высказал и Яков Косолапов, бывший заместитель главного технолога ДРО: «По решению Главмашинстроя ВСНХ СССР в Выксе 1 мая 1930 года был заложен завод дробильно-размольного оборудования и начата застройка улицы Красных зорь в лесном массиве вдоль дороги 

Выкса-Межонка. Дома на этой улице были возведены по тому времени современными: оборудованы внутренним водопроводом, ваннами и канализацией. Таких жилых зданий в одноэтажной деревянной Выксе ещё не было. 

30 марта 1933 года ДРО выпустил первую советскую дробилку (эту дату считали моментом основания завода). Расширялась улица Красных зорь. В Выксе открыт механико-машиностроительный техникум. Развивалась промышленность, развивалась сама Выкса. И прошёл только один год после пуска ДРО, как ей 25 июля 1934 года был присвоен статус города. Создание завода дробильно-размольного оборудования и начало застройки улицы Красных зорь способствовало присвоению Выксе статуса города». 

ДРО на два года старше юбиляра

1933 год, ул. Красных зорь (это первоначальное название улицы). Идёт строительство двухэтажных домов – они располагались через дорогу от магазина №28. В настоящее время снесены

Клуб, ликбез и кино

Нужно отметить, что в 30-х годах в ДРО вместе с производственным велось и культурно-бытовое строительство. Уже в 1929-1930 годах на месте нынешнего стадиона «Авангард» введены в эксплуатацию 20 досчатых засыпных бараков и баня. Затем появились пять двухэтажных щитковых домов и ещё несколько бараков. 

На улице Красных зорь, помимо шести двухэтажных восьмиквартирных домов, построили магазин №16. Появились жилые здания для работников ДРО и на улицах Симы Битковой, Белякова.

В первые годы работы завода остро стоял вопрос о создании клуба. Под него решили использовать здание, где размещались строители. Ремонтировали его заводские активисты в свободное от работы время. Осенью 1934 года в торжественной обстановке состоялось открытие. Здесь действовало семь кружков: драматический, кройки и шитья, духовой, струнный, танцевальный, баянистов и изобразительного искусства. Кроме того, клуб занимался ликвидацией безграмотности. На занятиях ликбеза учились 47 неграмотных и малограмотных заводчан. В 1936 году в клубе была смонтирована первая звуковая кино-установка. 

Пополнялся книжный фонд профсоюзной библиотеки при клубе, который в 1936 году насчитывал 4 тысячи томов. По решению парткома в очаге культуры стали устраивать семейные вечера, а в середине ноября 1935 года создан заводской женский совет, куда вошли жёны инженерно-технических работников и ударников. 

Активистки помогали детским садам в изготовлении игрушек, пошиве белья, контролировали качество питания малышей, обследовали магазины и столовые, занимались ликвидацией неграмотности.

ДРО на два года старше юбиляра

23 февраля 1935 года. Семья Игошиных (глава которой бригадир комсомольской сборочной бригады ДРО) отмечает новоселье. На этом событии присутствовали директор завода Павел Бороздин, руководители профкома и завкома, другие почётные гости, друзья и товарищи по работе

Водная станция и 20 лодок

В 1935 году по инициативе комсомольцев и поддержке администрации, парткома, профсоюзной организации ДРО своими силами на Верхнем пруду была сооружена водная станция с мужской и женской купальнями. 

Как воспоминал Пётр Шестеров, зампредседателя постройкома, по ходатайству завкома, ЦК проф-союза тяжёлого машиностроения заводу было выделено 12 тысяч рублей на строительство водной станции, а по проекту её стоимость определили в 48 тыс рублей. Таких средств у ДРО не было, вот поэтому и решили создавать станцию своими силами, с привлечением общественности. И на эти 12 тысяч рублей ещё построили и спустили на воду 20 лодок.

ДРО на два года старше юбиляра

1935 год, Верхний пруд. Лодки, построенные вместе с возведением водной станции ДРО

Татьяна Мазурина. Фото из архива музея истории Дробмаша