Как директор выбивал пристрой к типографии

visibility
В истории нашего города есть и неизвестные моменты.

Например, мало кто знает, как возводили пристрой к типографии и с какими сложностями пришлось столкнуться. Об этом рассказывает бывший директор Выксунской городской типографии Михаил Лисин: 

– Было это в середине 1970-х. Всё началось с того, что редактор газеты «Выксунский рабочий» Михаил Рогов из поездки на форум, который проходил в Московской области, привёз обычную районную газету. Но какую! В цвете! Показал её на заседании бюро горкома партии. Пригласили и меня. Спросили: «Что надо сделать, чтобы выпускать газету такого же качества?» «Для начала необходимо познакомиться с нашей типографией», – ответили мы с Михаилом Михайловичем. 

Первый секретарь Пётр Щербатов провёл выездное бюро горкома в типографии, как говорится, на месте. Постановили: пристрой делать необходимо, а стройку объявить народной. И тут же управляющий треста Соломон Зильберберг и директора предприятий, члены бюро горкома, распределили, кто за что будет отвечать. В тот же вечер Соломон Давидович позвонил Виктору Фёдоровичу Чесанову, начальнику отдела «Выкса-гражданпроект», чтобы тот меня принял и решил вопрос о пристрое.


Безимени-2.jpg

Начало 1980-х. Михаил Лисин возглавляет колонну типографии на ноябрьской демонстрации


На другой день мы с Чесановым поехали в подольский институт «Гражданпроект», где получили добро на помощь народной стройке. Проектную документацию выполнили за три месяца. Горком собрал бюро, и постановили начинать работы. Меня тоже пригласили.

После большого обсуждения, как начинать, Зильберберг спросил, на чьём балансе будет пристрой. Я ответил, что, наверное, на балансе областного издательства полиграфии и книжной торговли. На что последовала реплика: «Вот пускай издательство и добьётся в «Волговятскстрое», чтобы вставить «строчечку» в их план».

Вот за этой «строчечкой» я исходил немало инстанций и обил много порогов. И у кого я только не был, от начальника издательства до обкомовских секретарей, председателей облисполкома, у начальника «Главволговятскстроя» Ивана Петровича Силенко. Не отказывали, но говорили, что сейчас не до полиграфии.

Пока я добивался этой «строчки» в план, о которой попросил Зильберберг, поменялся состав и горкома, и горисполкома, поменялись руководители и директора, которые в своё время обещали помочь. И вот на моё счастье (и не только моё) директором ВМЗ назначили Александра Сергеевича Вавилина (это было в 1977 году). Однажды он проходил мимо с женой и тестем, который когда-то работал в типографии на Урале. И решили зайти. Представились. У них было время посмотреть и послушать мой рассказ о наших проблемах. За час, который они тут были, увидели и поняли мои мытарства. После чего Александр Сергеевич пообещал всё хорошо обдумать, обсудить и пригласить меня на беседу.

Не прошло и двух месяцев, как Вавилин сдержал слово и я пришёл к нему в кабинет. Ещё раз меня выслушал, позвонил своему заму. Тот, в свою очередь, познакомил с главным инженером по реконструкции и строительству из «Укргипромеза» Валентином Колесниковым, который, как оказалось, был заинтересован в расширении типографии. И всё закрутилось. 


Видно-мартеновский-цех,-здание-типографии-и-часть-сквера-у-ДК-им.jpg

Начало 1980-х. Строительство не прекращали даже в морозы. В этой части пристроя позднее разместился цех для печати газет 


Я стал не только директором типографии, а ещё и начальником строящегося участка ВМЗ. Проектную документацию перекопировали на укргипромезовскую. Сначала нас присоединили к третьему трубному, а участок назвали «участок офсетной печати». Но цензоры в Министерстве чёрной металлургии не пропустили. Тогда «привязали» к четвёртому трубному, назвали стройку «участком оперативной документации». И процесс пошёл. 

Но управляющий треста-10 не хотел, чтобы строительство шло на этом участке, потому как он не значился в проекте города. И опять препоны, выговоры субподрядным организациям, которые вели работы. Наше издательство узнало про стройку из уст председателя горкома профсоюза, который на областной конференции высказал критическое замечание о том, что в Выксунской типографии делается пристрой больше самой типографии и уже возводится третий этаж, а управление о том не знает. 

На другой день приехал к нам главный инженер издательства. Посмотрел, удивился и уехал. Спустя время пришёл приказ: директору типографии Лисину назначить персональную зарплату не как всем директорам районных, городских типографий, 120 рублей в месяц, а 130. А для типографии заказал современную технику, связанную с электроникой и офсетной печатью.

Стройка в Выксе подтолкнула и министерство обновить Дзержинскую и Арзамасскую типографии. А к нам приезжали перенимать опыт строительства. Отличные бытовки, умывальники, душевые, сауна, комната для приёма пищи, красный уголок со сценой и зрительным залом, комната для приезжих, кабинеты для редакции газеты «Выксунский рабочий». Вот что за чудо была наша типография! 

P.S. 10 декабря Михаилу Васильевичу Лисину исполнилось 85 лет. От души поздравляем, желаем здоровья и бодрости духа!

Фото Анатолия Гаврилова и из архива героя статьи