Этот человек внёс свою скромную лепту как в историю металлургического завода, так и в культуру города. Производство, которым он руководил, было уникальным: сюда ходили на экскурсии смотреть, как искусно управляются с огненными заготовками рабочие. А вечерами во Дворце культуры им. Лепсе начальник цеха играл в народном театре. Детвора на новогодних праздниках проникалась симпатией к Деду Морозу (Анатолию Конышеву). Сегодня Анатолий Фёдорович делится своими воспоминаниями.
– Два главных «дома» у меня в городе: вилопрокатный цех ВМЗ и ДК им. Лепсе. На производстве начинал с разнорабочего и дошёл до начальника. Дворец культуры – с детства и по сей день. И эти два места связались между собой чудесным образом.
Художественная самодеятельность в послевоенные годы и развивала, и заполняла свободное время, и духовно воспитывала. Кто участвовал в концертах, ходил на лекции в «Университет культуры», играл в оркестрах, пел в хорах и т.д.? Всё те же работники металлургического завода. Но и в каждом цехе была своя самодеятельность: хор, солисты, чтецы и декламаторы, музыканты… Главное в том, что они не просто занимались в кружках для своего удовольствия, а два раза в год показывали своё мастерство в смотрах художественной самодеятельности.
1967 год. Концерт в честь 50-летия Советской власти
Помню, что это были праздники для горожан, и народу собиралось столько, что мест в зале не хватало – люди стояли в фойе. Отборочные смотры проходили в Деловом клубе, а в ДК им. Лепсе – заключительный концерт. Каждый цех представлял свою программу, и они не повторялись. Наш регулярно занимал первые места, и это сплачивало коллектив. Вот именно поэтому я говорю, что и завод, и ДК были для меня одним целым.
На всю жизнь запомнил замечательных специалистов детского сектора, которые всячески развивали мои способности. Елена Филонюк и Нина Захарова, Анна Малышкина и Вениамин Личнов видели искры таланта в каждом ребёнке, и благодаря им наша жизнь наполнялась смыслом.
1967 год. Смотр художественной самодеятельности, хор вилопрокатного цеха ВМЗ
Во Дворец часто приезжали московские артисты со спектаклями и постановками, а мы ходили на эти представления по контрамаркам бесплатно. Пусть многого не понимали, но семена доброго, прекрасного и вечного, что несли в себе их выступления, падали на благодатную почву. Однажды попал на концерт Дмитрия Покрасса с его оркестром. Он настолько непринуждённо общался со зрителями, что заметил даже нас, сидящих в оркестровой яме, подмигивал и отпускал в нашу сторону реплики. А его песня «Мы красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ…» с её боевым и задорным ритмом надолго осталась в памяти.
Часто бывал и театр оперетты. Мне думается, что благодаря его выступлениям наши самодеятельные артисты поставили «Сильву», где партию Сильвы пела Елена Филонюк, а Эдвина – Владимир Улапов. Голоса – молодые, звонкие, красивые.
Нам даже казалось, что наши артисты поют лучше. Может, так оно и было. Надо добавить, что московские мастера во все времена давали представления не только в ДК, но и в красных уголках цехов. Впечатлений было столько, что хватало до следующего их приезда.
1968 г., ДК им. Лепсе. Артисты народного театра обсуждают сценарий очередной пьесы. В первом ряду в центре четвёртый справа – режиссёр Александр Герценштейн, третий слева – Анатолий Конышев
Когда учился в школе №8, то мы с ребятами наблюдали, как строится Дворец им. Ленина, и даже мечтали о том, что будем выступать на его сцене. Судьба распорядилась так, что я играл в ДК в спектаклях режиссёра Николая Пивикова, и с этим учреждением культуры меня связывают добрые воспоминания. Горестно, что такое здание превращается в руины.
Надо сказать и о сотрудничестве заводчан с многотиражкой «Металлург». День начинался со звонка редактора или корреспондента: «Анатолий Фёдорович, поделитесь новостями!» У меня даже была специальная тетрадь, в которую я вклеивал все заметки и статьи о нас, появляющиеся в местной прессе.
Оглядываясь назад, понимаю, что со мной всегда были те, кто разделял мои взгляды, увлечения, с кем выступал на сценах любимого города и области; а с «Родниками» умудрились и на Кипре спеть…
80-е годы прошлого века. Фольклорный ансамбль «Родники»
Есть у поэта, не помню у кого, строчки, что жизнь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить. Вот это как раз про меня: и про песню, и про жизнь, и про то, что не всё было гладко, но преодолел, не растерялся, выстоял.
И люблю жизнь!
Фото из семейного архива Конышевых