В тылу и на фронте
В первые дни войны из лесоторфоуправления на поля сражений отправились более 260 работников основных профессий. Взамен ушедших на лесозаготовки и добычу торфа пришли члены их семей – жёны и дети.
Когда началась война, Лёше Вдовину, будущему Герою Социалистического Труда (это звание ему присвоено в 70-е годы), исполнилось 13 лет. Тогда семья Вдовиных жила около Димары. С малолетства мальчику приходилось помогать родителям, а подростком он начал самостоятельно работать в лесу. Пила и топор – вот и весь инструмент, а норма на каждого лесоруба составляла 208 кубометров в месяц. Но трудился Алексей наравне с опытными работниками. Таких примеров самоотверженной работы среди сотрудников лесоторфоуправления – множество.
Фёдор Козырев, технорук Дедовского торфо-участка, в 1943 году приказом народного комиссара чёрной металлургии СССР награждён как особо отличившийся работник. Его сын, Сергей, в этом же году, не сдав в боях с фашистами занятой высоты на берегу Днепра, геройски погиб. Мужественный воин удостоен звания Героя Советского Союза.
Начало 1940-х годов. Норма на каждого лесоруба составляла 208 кубометров в месяц, а из инструментов были только топор и пила
К труду призвали и заключённых
Перед ЛТУ стояла задача обеспечить топливом Выксунский металлургический завод, который переориентировался на выпуск продукции для фронта, выполнял спецзаказы для нужд оборонной промышленности. Поэтому на добычу торфа постоянно привлекались колхозники и рабочие предприятий, главным образом девушки.
Впоследствии рабочая сила пополнилась осуждёнными за не особо тяжкие преступления. В 1944 году ОКС ЛТУ построил четыре лагеря для заключённых: около Малого Тупика, в посёлках Лашман и Лесомашинный, на разъезде 72 километр. Около тысячи бывших старост, полицаев из числа русских, власовцев работали на лесоповале и заготовке торфа. В 1946 году их сменили немецкие военнопленные.
Самая дорогая реликвия: на вечном хранении
В годы войны заготовка леса сначала сократилась, но потом стабилизировалась и составляла ежегодно около 40 тысяч кубометров, а добыча торфа – порядка 80 тысяч тонн. За этими цифрами – великий труд коллектива ЛТУ в условиях военного времени. Не случайно лесоторфоуправление по итогам соцсоревнования между другими родственными предприятиями Минчермета СССР за годы войны 19 раз (!) занимало призовые места и получало переходящее Красное знамя. По окончании войны Наркомат чёрной металлургии принял решение о его передаче на вечное хранение коллективу ЛТУ.
1947 год. Лесозаготовительная бригада на валке и раскряжёвке в Кумовском лесопункте. Для работы использовалась электропила «ВАККОПП»
«Муравей» вывозит лес
В послевоенные годы ЛТУ – одно из крупнейших лесных предприятий в системе Минчермета СССР – по-прежнему оставалось
главным поставщиком топлива для ВМЗ. Кроме того, отправляло большое количество стройматериалов на восстановление металлургических предприятий на юге страны. В конце войны древесину с делянок вывозили на лошадях. Перед окончанием ВОВ инженеры ЛТУ разработали задание на проектирование лёгкого мотовоза, работающего от газогенераторного двигателя. В конце 1945 года на ремонтно-механической базе ЛТУ изготовили мотовоз под руководством инженера
Н. Попова. Он получил марку «КВИ-ЛТУ» (коллектив выксунских инженеров). В 1946-1950 годах здесь изготовили и модернизировали 17 лёгких мотовозов конструкций выксунских изобретателей. Они стали использоваться на всех лесопунктах. Вывозка древесины с применением мотовозов «Муравей» (так окрестили их лесорубы) достигла 500 тысяч кубометров в год.
Вплоть до 1946 года на лесосеках работали ручными пилами и топорами. Затем предприятию выделили первые электромоторные пилы. А с появлением мотовозов «Онежец» решилась проблема доставки на работу в отдалённые лесосеки, находившиеся за 25 км от Сарминского, Семиловского и других лесопунктов, где жили лесозаготовители.
Внедрение новой техники, пусть далеко не совершенной, улучшение технологии лесозаготовок позволило освободить от тяжелейшего ручного труда более 300 сотрудников ЛТУ и повысить производительность. Свыше 703 тысяч кубометров деловой древесины заготовлено в ЛТУ в 1946-1950 годах.
Первая послевоенная пятилетка. Мотовоз КВИ-ЛТУ «Муравей» на вывозке леса по декавильной дороге
Всеволод Алешков. Фото из архива автора