Мой город, мой Дворец, моя жизнь

visibility
Именно так говорит в год 85-летия Выксы почётный металлург Анатолий Конышев.

Этот человек внёс свою скромную лепту как в историю металлургического завода, так и в культуру города. Производство, которым он руководил, было уникальным: сюда ходили на экскурсии смотреть, как искусно управляются с огненными заготовками рабочие. А вечерами во Дворце культуры им. Лепсе начальник цеха играл в народном театре. Детвора на новогодних праздниках проникалась симпатией к Деду Морозу (Анатолию Конышеву). Сегодня Анатолий Фёдорович делится своими воспоминаниями. 

– Два главных «дома» у меня в городе: вилопрокатный цех ВМЗ и ДК им. Лепсе. На производстве начинал с разнорабочего и дошёл до начальника. Дворец культуры – с детства и по сей день. И эти два места связались между собой чудесным образом. 

Художественная самодеятельность в послевоенные годы и развивала, и заполняла свободное время, и духовно воспитывала. Кто участвовал в концертах, ходил на лекции в «Университет культуры», играл в оркестрах, пел в хорах и т.д.? Всё те же работники металлургического завода. Но и в каждом цехе была своя самодеятельность: хор, солисты, чтецы и декламаторы, музыканты… Главное в том, что они не просто занимались в кружках для своего удовольствия, а два раза в год показывали своё мастерство в смотрах художественной самодеятельности. 


1967 год. Концерт в честь 50-летия Советской власти

1967 год. Концерт в честь 50-летия Советской власти


Помню, что это были праздники для горожан, и народу собиралось столько, что мест в зале не хватало – люди стояли в фойе. Отборочные смотры проходили в Деловом клубе, а в ДК им. Лепсе – заключительный концерт. Каждый цех представлял свою программу, и они не повторялись. Наш регулярно занимал первые места, и это сплачивало коллектив. Вот именно поэтому я говорю, что и завод, и ДК были для меня одним целым. 

На всю жизнь запомнил замечательных специалистов детского сектора, которые всячески развивали мои способности. Елена Филонюк и Нина Захарова, Анна Малышкина и Вениамин Личнов видели искры таланта в каждом ребёнке, и благодаря им наша жизнь наполнялась смыслом. 


1967 год. Смотр художественной самодеятельности, хор вилопрокатного цеха ВМЗ

1967 год. Смотр художественной самодеятельности, хор вилопрокатного цеха ВМЗ


Во Дворец часто приезжали московские артисты со спектаклями и постановками, а мы ходили на эти представления по контрамаркам бесплатно. Пусть многого не понимали, но семена доброго, прекрасного и вечного, что несли в себе их выступления, падали на благодатную почву. Однажды попал на концерт Дмитрия Покрасса с его оркестром. Он настолько непринуждённо общался со зрителями, что заметил даже нас, сидящих в оркестровой яме, подмигивал и отпускал в нашу сторону реплики. А его песня «Мы красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ…» с её боевым и задорным ритмом надолго осталась в памяти. 

Часто бывал и театр оперетты. Мне думается, что благодаря его выступлениям наши самодеятельные артисты поставили «Сильву», где партию Сильвы пела Елена Филонюк, а Эдвина – Владимир Улапов. Голоса – молодые, звонкие, красивые. 

Нам даже казалось, что наши артисты поют лучше. Может, так оно и было. Надо добавить, что московские мастера во все времена давали представления не только в ДК, но и в красных уголках цехов. Впечатлений было столько, что хватало до следующего их приезда. 


1968 г., ДК им. Лепсе. Артисты народного театра обсуждают сценарий очередной пьесы.

1968 г., ДК им. Лепсе. Артисты народного театра обсуждают сценарий очередной пьесы. В первом ряду в центре четвёртый справа – режиссёр Александр Герценштейн, третий слева – Анатолий Конышев


Когда учился в школе №8, то мы с ребятами наблюдали, как строится Дворец им. Ленина, и даже мечтали о том, что будем выступать на его сцене. Судьба распорядилась так, что я играл в ДК в спектаклях режиссёра Николая Пивикова, и с этим учреждением культуры меня связывают добрые воспоминания. Горестно, что такое здание превращается в руины. 

Надо сказать и о сотрудничестве заводчан с многотиражкой «Металлург». День начинался со звонка редактора или корреспондента: «Анатолий Фёдорович, поделитесь новостями!» У меня даже была специальная тетрадь, в которую я вклеивал все заметки и статьи о нас, появляющиеся в местной прессе. 

Оглядываясь назад, понимаю, что со мной всегда были те, кто разделял мои взгляды, увлечения, с кем выступал на сценах любимого города и области; а с «Родниками» умудрились и на Кипре спеть…


80-е годы прошлого века. Фольклорный ансамбль «Родники»

80-е годы прошлого века. Фольклорный ансамбль «Родники»


Есть у поэта, не помню у кого, строчки, что жизнь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить. Вот это как раз про меня: и про песню, и про жизнь, и про то, что не всё было гладко, но преодолел, не растерялся, выстоял. 

И люблю жизнь!

Фото из семейного архива Конышевых