Чем удивил театральный фестиваль в Выксе

visibility
В нашем городе весна наступает тогда, когда появляются афиши, извещающие о фестивале «Выкса театральная». И вот тогда… любители театра прикидывают, на спектакли каких местных и приезжих артистов надо купить билеты заранее, какие постановки следует посмотреть вместе с детьми и какими премьерами порадует нынешний фестиваль.

На первой неделе состоялось всего два спектакля. В субботу и воскресенье, 23 и 24 марта, постановки были отменены. В стране – траур. И кто в те дни подходил к Дворцу культуры, видел у входа стол с букетами цветов, свечами и траурными лентами со словами: «Скорбим. Помним. 22.03.2024».

В понедельник, 25 марта, Дворец вновь заполнили зрители, и вновь на сценах малого и большого залов кипели страсти, герои страдали и любили, плакали и смеялись, переживали нешуточные, а иногда и смешные ситуации, влюблялись и расставались, побуждали размышлять над сложными вопросами бытия, задумываться над тем, кто мы в этой жизни и что это такое жизнь?

Начнём с дня первого. 

20 марта. Театр «Дилижанс», г. Кулебаки. 

Спектакль «Безумная семейка». 

Режиссёр Мария Федотова

Спектакль "Безумная семейка"

Открывая театральную неделю, они создали такое настроение, когда события на сцене то ли вымышленные, то ли «так может быть в жизни», когда актёры то ли шутят над зрителем, то ли переживают; они дают возможность ему самому определить, что перед ним: трагедия или комедия, драма или фарс. 

Сюжет закручен как в детективе: если есть труп, то это преступление, но оно совершено без злого умысла, никто и не заинтересован в раскрытии. Да и по ходу пьесы непонятно, а умер ли этот чиновник? 

Действие развивается стремительно. Станешь носиться, когда приехавший чиновник желает отобрать жильё, руководствуясь корыстными намерениями (переселить тётушек-пенсионерок в «однушку», а на месте их старинного дома выстроить многоэтажку и при этом положить в карман кругленькую сумму). Старушки не так уж и просты 

и отказываются, отвечая, что «государство всю жизнь обирало, и вдруг выделяет им квартирку». 

Чиновник случайно съедает отравленный (для мышей) пирог и падает. То ли умер, то ли нет. Но беда не приходит одна! Является племянник, который тоже имеет виды на дом, за ним – сбежавший из тюрьмы второй племянник, переодетый в красивую девицу… 

А тут ещё вертится под ногами бдительный полицейский, желающий до конца понять, кто же тот воришка, что выставил окно и украл у тётушек серебряные ложки… 

Ситуации нестандартные, и смех звучит чаще, чем в комедии. 

…Когда артисты вышли на поклон, их встречали и провожали бурными аплодисментами. 

Режиссёр Мария Федотова:

– Перед тем как ставить спектакль, много читаю, смотрю, изучаю. Выделяю тот материал, который близок мне по духу, который будет интересен мне и моим актёрам, кто из них будет играть в спектакле. 

На одном из творческих семинаров в Дзержинске коллега дала почитать эту пьесу. Я поняла, что мы будем её ставить, и хорошее и лёгкое настроение зрителям обеспечено. Назвали её «Безумная семейка», потому что, действительно, все в этой семейке немного «не в себе», из-за чего создаются комичные ситуации. 

Иван Малков, (племянник Краузе):

– Когда читали сценарий, то долго смеялись, до того всё было лихо и смешно закручено. Я даже свои слова не мог прочитать, слёзы выступали от смеха! Да и представить себя девицей не так-то просто. Постепенно вошёл в роль, и стало ещё смешнее. 

Виталий Тюрин  (племянник Роберт, кинопродюсер):

– Напряжённая роль. Много суеты, беготни, реакция должна быть мгновенная, постоянные перемещения и такие ситуации, что самому трудно удержаться от смеха. Спасибо нашему режиссёру Марии (Сергеевне), помогала нам вжиться в роль. 

Дарина Шмырёва (девушка Роберта):

– Роль, конечно, немного истеричная, капризная… Но актёр должен уметь проживать жизнь в любых жанрах – и в комедии, и в фарсе. В жизни я не такая, но приходится иногда переступать через себя. Играть в спектакле было интересно и смешно.

          

22 марта. Народный театр на Выксе. 

Спектакль «Что такое хорошо и что такое плохо». 

Режиссёр Сергей Куликов

Спектакль "Что такое хорошо"

Спектакль состоит из маленьких инсценированных рассказов, объединённых одной темой: что такое хорошо и что такое плохо. Юные актёры, а это учащиеся 2, 3, 5 классов школы №3, были непосредственны в переживаниях, на сцене нисколько не смущались. Вели себя так, как в жизни. Они уже отыграли постановку в школе перед ребятами, и то, что сверстники её оценили, вдохновило детей. 

Милана Белова: 

– Я рассказывала про звезду, и мне очень понравилось, как меня слушали.

Софья Рудько:

 – Было здорово, когда все визжали и бегали от волка. Я была зайцем, тоже испугалась. Мне очень нравится играть разные роли. Когда вырасту, стану актрисой. 

Сергей Куликов, режиссёр: 

– Эта постановка родилась и случайно, и закономерно. В книжном магазине увидел небольшую брошюру рассказов для детей. Короткие, поучительные, простые для заучивания. В сентябре прочитали её в нашем детском драматическом школьном кружке. Понравилось. Добавили к ним два рассказа Виктора Драгунского, которого очень любят наши дети, и постановка готова. Открывали её стихами Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Выступили и играли с энтузиазмом. Дети довольны, и я тоже, что им понравилось. 

       

25 марта. Шиморский РДК. Любительский театр «Контакт». 

Спектакль «Куклы». 

Режиссёр Илья Молотков

Спектакль "Куклы"

Постановку задумали сложную: показать, как трудно быть куклами, а ещё труднее – стать человеком и перестать жить по законам кукловода. Для этого выбрали героев разных пьес. Пьеро, Коломбина, Арлекино комфортно чувствуют себя ведомыми, но наступает момент влюблённости, и у Пьеро вдруг начинает стучать сердце. Это любовь. Однако его не понимают, а, напротив, уверяют, что так не бывает, это фантазии.

Александра Корицкая (Коломбина):

– Было трудно вообразить себя куклой, но ребята помогали, и мне всё-таки удалось войти в роль. 

Даниил Сеймуратов (Арлекино):

– Мне поначалу мешали нити, которые как куклу меня связывали, но по ходу действия перестал их замечать, тогда и пошла игра. 

Дмитрий Белов (Пьеро):

– Мне тоже сначала тяжело давалось. Но постепенно вошёл в роль, и на шпагах мы с Арлекино бились крепко.

            

25 марта. Любительское театральное объединение «Гильдия». 

Спектакль «Наташкина мечта». 

Режиссёр Леонид Кичайкин

Спектакль "Наташкина мечта"

Если Леонид ставит молодёжный спектакль, то это – «на нерве». И проблемы житейские, социальные. И в центре – молодые люди. Они страдают и мучаются из-за непонимания. Герой одинок. Юноша или девушка – неважно. Важно, что не понят. 

На сей раз это моноспектакль, когда героиня рассказывает о своих переживаниях. Фоном служат её друзья, которые иногда вклиниваются репликами в исповедь героини. А она мечтает о любви и мучается, что он не видит и не понимает, как любит его это одинокое и чистое в своих мечтаниях существо.

…Спектакль состоит из двух частей, где героини – Наташки, хотя и разные по социальному статусу: одна детдомовка, озлобленная, одинокая, хотя авторитетна у подруг, вторая – из хорошей семьи, но тоже одинока, потому что под постоянным контролем мамы. Обе мечтают о любви, о том любимом, который подойдёт и скажет: «Наташа, ты самая клёвая девчонка, выходи за меня замуж». Но любимые не знают о Наташкиных мечтах. У них своя жизнь. В этом трагедия. 

Виктория Матюгина (Наташа из детдома): 

– Я очень трудно вживалась в роль. Надо было перестроиться психологически. Понять состояние героини. Первая влюблённость, которая заканчивается, не начавшись. Но постепенно поняла, что такое внутренний монолог, хотя Леонид Фёдорович нам говорил о нём. В какой-то момент вдруг начинаешь чувствовать героиню и почему она так ведёт себя. Я не рассказываю текст, в какой-то момент ощутила, что живу и мучаюсь, как моя Наташка.

Ульяна Шикова (Наташа из хорошей семьи):

– Мы с Викторией разные Наташи, но трагедию переживаем одну. Мы живые и в спектакле, как в жизни, мучаемся и страдаем. 

Наша «массовка» помогала создавать атмосферу, обстановку, как бывает в реальности. Пьеса сильная.

                                  

26 марта. На сцене Дворца культуры имени Лепсе прошли кукольные спектакли

«Сказка за сказкой»

Режиссёр Наталья Ершова

Спектакль "Сказка за сказкой"

Зрители впервые увидели необычных кукол. Ширма отсутствовала, персонаж и кукловод находились на сцене, где и разворачивалось действие спектакля. Куклы разговаривали, и их представляли артисты. Героями представления были любимые сказочные персонажи.

Режиссёр Наталья Ершова:

– Давно мечтала о том, чтобы у нас в школе были профессиональные планшетные куклы. Ребята привыкли к перчаточным, которые над ширмой, а настоящих артистов не видно. Теперь они у нас есть. Директор школы выделил деньги, в нижегородской мастерской «Коллаж» сделали нам прекрасные рабочие куклы. Дети как увидели их, сразу  полюбили и захотели играть. 

Театральный кружок школы №9

«Солдатская кукла» 

Режиссёр Ирина Мешкарёва

Спектакль "Солдатская кукла"

У этой постановки своя история. Однажды Ирина Николаевна прочитала сказку-пьесу Михаила Шелехова о солдатской кукле, задумала её поставить, и неожиданно одна из учительниц вспомнила, что у её знакомых хранится старая-старая кукла, с которой играла её бабушка. Куклу принесли. Платьице поизносилось, личика не видать… Её не стали ни реставрировать, ни чистить. Решили, пусть она будет главной героиней спектакля. 

Режиссёр Ирина Мешкарёва:

– У спектакля две идеи: показать, что время не властно над памятью о героическом прошлом дедушек, и что детство – это игрушки, с которыми можно играть и фантазировать, а не смотреть, что предлагает интернет.

Женя Абросимова (капризная внучка):

– Я сначала бросалась игрушками, мне они не нравились. Теперь у меня есть любимая кукла-подружка.

Софья Хибачёва (внучка военных лет):

– Мне понравилась та кукла солдата. Он носил её с собой, она была для него теплом родного дома.

Яна Колесниченко (бабушка военных лет):

– Было трудно говорить голосом бабушки, но мне помогла в этом Ирина Николаевна.

Андрей Гусев (солдат): 

– У меня роль без слов. Важно, что солдат пронёс куклу через всю войну. Память о войне для солдата – в кукле. 

Клавдия Митягина, зритель и реальная бабушка: 

– Постановка детская, но вопросы ставит взрослые. Она о памяти. О том, что нынешние дети живут в непростых условиях, и память о военном прошлом их дедушек сегодня очень важна. 

                

Детская школа искусств

«Дневник кота-злодея»

 Режиссёр Артём Филин 

Спектакль "Дневник кота-злодея"

Смешная, яркая, запутанная и тем интересная история с интригами кота, который искусно водит взрослых за нос и потешается над тем, что они думают, будто он и в самом деле злодей, а он – просто кот, любящий похулиганить. 


Олег Кочкин (кот):

– Мне понравилось играть такого кота. Он ленивый, капризный, хитрый, бывает агрессивным.

Виктор Тимаков (папа): 

– Да, коты бывают разные, и мне, папе, было нелегко отслеживать все проделки кота. Но ведь так и в жизни случается. 

              

Детская школа искусств

«Переводы с детского»

режиссёр Нина Холодова

Спектакль "Переводы с детского"

Устами младенца глаголет истина – и она на все времена. Дети, занятые в спектаклях, искренни, эмоциональны и правдивы. А когда читают стихи, написанные для них, то происходит чудо, на которое способны только они. Так случилось и в этих постановках. Стихи Агнии Барто знают и любят все ребята. Но есть стихи, которые она записала во время поездок за границу. Это те произведения, что сочинили маленькие авторы, а Барто их перевела. Получилась книга «Переводы с детского». Эти произведения и инсценировали юные актёры из ДШИ. Слушаешь и понимаешь, насколько дети и провидцы, и оптимисты. Во всех странах мира. 

Приведу несколько строк, и вы поймёте. Мечтая о том, каким будет 2000-й год, дети неожиданно задают вопрос: «На свете всё больше становится бомб, их столько скопилось, куда их девать?» и мрачное предвидение: «2000-й год их начнёт доставать...» Маленькая девочка с нахмуренным лицом вскрикивает: «Пусть лучше тогда никогда не придёт 2000-й год!» 

Но в небе появились голуби. «Шумом их крыльев город наполнен, людям о мире голубь напомнил».

Мы рассказали о первых спектаклях театрального фестиваля. Это лишь малая часть того, чем он удивил и порадовала зрителей. А были ещё спектакли музыкальные и философские, пластические и интерактивные. О них читайте в газете "Выксунский рабочий" и на нашем сайте в самое ближайшее время. 

Фото Полины Артамоновой