СНЕГОПАД ГОЛОЛЁД НЕ ДАЮТ ДОРОЖНИКАМ ПОКОЯ

account_circle
visibility
Нынешняя зима решительно напомнила, какой морозной и суровой она бывает. Не поскупилась и на снегопады. Синоптики предупреждают, что и февральские метели ещё будут. На то она и русская зима. Однако...

Нынешняя зима решительно напомнила, какой морозной и суровой она бывает. Не поскупилась и на снегопады. Синоптики предупреждают, что и февральские метели ещё будут. На то она и русская зима. Однако теперь в нашем гардеробе нет привычной когда-то зимней обуви – валенок, а в каждой второй семье появился автомобиль и большинство предпочитает эксплуатировать его круглый год как удобное средство передвижения. В общем, все: и пешие граждане, и владельцы транспортных средств, заинтересованы, чтобы дороги и тротуары не утопали в снегу, а были чистыми и нескользкими. Кто и что для этого делает? Согласитесь, уважаемые читатели, тема актуальная, поэтому и «ВР» не мог обойти её вниманием.
От качества их работы зависит безопасность людей

СНЕГОПАД  ГОЛОЛЁД НЕ ДАЮТ ДОРОЖНИКАМ ПОКОЯ
   Содержание дорог и тротуаров – заметная строка расходов в бюджете города. Как распределяются эти средства? Сколько стоит зимнее обслуживание транспортных и пешеходных «артерий»? За подробностями мы обратились в администрацию, попросив ответить на эти и другие вопросы главного специалиста отдела ЖКХ Елену Сергееву.
   – В настоящее время в городскую дорожную сеть входит 53 км дорог с твёрдым покрытием, из них 25 км – с регулярным движением общественного транспорта, а также 83 км грунтовых. В декабре 2007-го городская администрация заключила договор с ЗАО «Дорожная компания» на круглогодичное содержание автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. Сумма, определённая в договоре, – 11 млн 432 тыс. руб. В неё входят и затраты на содержание автобусных остановок. Сегодня их в городе 89.
   – Кто отвечает за грунтовые дороги?
  – Конкурс на содержание грунтовых дорог проводится каждый год. Было три лота. Лот на расчистку 14,4 км дорог в районе монастыря выиграло ЗАО «Дорожная компания», сумма контракта – 120 тыс. руб. Содержание 24 км грунтовых дорог на Самстрое «досталось» МУП «МТС». Стоимость контракта – 230 тысяч. Это же предприятие выиграло третий лот – содержание 46,8 км дорог в Антоповке, на ПМК и Лесозаводе. Сумма данного контракта составляет 434 тыс. руб. Кроме того, МТС поручено обслуживание дорог в селе Мотмос, которое после проведённого референдума вошло в состав муниципального образования г.Выкса.
   – Цифры названы вроде бы внушительные, но сколько же денег из городской казны выделяется на содержание 1 кв. метра дорожного полотна в месяц?
   – Летом планируемые затраты на содержание дорог с твёрдым покрытием составляют 1,7 руб. в месяц, зимой – 4,5 руб., то есть не такие большие деньги, как может показаться.
   – Сколько же циклов очистки дорожного полотна от снега предусматривается в контракте?
   – Исходя из практического опыта зимнего содержания дорог в Нижегородской области, для автомобильных дорог с твёрдым покрытием установили 56 циклов очистки, для грунтовых только 20, больше финансовые возможности не позволяют. Поэтому дороги с твёрдым покрытием практически «открыты», то есть на них снега нет, а грунтовые очищают по мере необходимости, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд транспорта.
   – Какие организации занимаются расчисткой от снега городских территорий, в том числе пешеходных подходов к проезжей части?
  – Центральную часть, то есть сектор № 5, убирает ООО «Росток». Содержанием территорий микрорайонов Жуковского, Центрального, части улицы Красные зори, районов монастыря, Лесозавода, Антоповки и п. Строитель занимается ООО «Перспектива и К» (секторы №№ 2, 3, 4, 7). В секторах № 1 и № 6, включающих микрорайоны Гого-ля, Юбилейный, Мотмос, работает ООО «ВМЗ-Комфорт».
   – Не раз говорилось, что снег надо не просто расчищать, но и вывозить за пределы города. Такая работа включена в бюджете в статью расходов на зимнее содержание дорог?
   – Включена, но дело это достаточно затратное: вывоз одного «КамАЗа» снега (10 т) обходится в полторы тысячи рублей. За зиму убираем не менее 10 тыс. тонн с проблемных участков, где тротуар находится рядом с проезжей частью и снежный отвал создаёт опасность для дорожного движения. Снег сгружаем на полигон, больше некуда, и за его услуги тоже надо платить – около 17 руб. за 1 куб.м.
   В городе таких «узких» мест несколько: на улицах Салтанова,
Почтовой, Романова, Академика Королёва, Красные зори. Кроме того, вывозим снег с автобусных  остановок и с участков дорог, рядом с которыми расположены школы.
   – Как осуществляете контроль за соблюдением условий контракта, качеством выполнения предусмотренных работ? Доходило ли дело до штрафных санкций?
   – Каждый день объезжаем весь город. В целом предприятия, занимающиеся содержанием дорог, работают неплохо. В этом году пока никого не штрафовали, прошлой зимой вынуждены были применить такую меру наказания. Видимо,
соответствующие выводы были сделаны.
  – Сейчас содержание дорог осуществляется, исходя из финансовых возможностей города, а сколько требуется средств, чтобы выполнять его в полной мере согласно всем требованиям? Такой расчёт «идеального обслуживания» проводили?
   – Конечно, сумма получилась очень внушительная – почти 90 млн руб. Это больше половины нынешнего бюджета и такие расходы город не может себе позволить.
Татьяна Щукина

Голый лёд. Как с ним бороться?
   Сейчас дорожники используют либо «безобидную» песчано-соляную смесь, либо различные химические реагенты. Последние можно применять только в том случае, если дороги полностью оборудованы «ливнёвкой», куда будет стекать вода от таяния льда, обработанного жидким химикатом. Кроме того, для нанесения такого реагента на дорожное полотно требуется специальная техника либо надо переоборудовать имеющуюся. А это влечёт дополнительные расходы.
СНЕГОПАД  ГОЛОЛЁД НЕ ДАЮТ ДОРОЖНИКАМ ПОКОЯ
   Использование химических реагентов небезопасно и для экологии. От их воздействия гибнет придорожная растительность, а также «горят» шины автомобилей и подошвы обуви. Да и затраты на данный способ противогололёдной обработки значительно больше по сравнению с использованием смеси из соли и песка. Их соединяют в пропорции 1:6. Согласно действующим нормативам на один квадратный метр дорожного полотна необходимо 250 г такой смеси. Её стоимость зафиксирована в контракте, который был заключён на три года, и составляет 452 рубля за тонну. (Цена была утверждена ещё в 2007 году и не изменялась, хотя за это время всё подорожало.) На один зимний сезон городским дорогам требуется не менее 4,5 тыс. тонн этой смеси.

Техника и рабочие руки есть
Вот только денег не хватает

   Зима подвергает суровому испытанию наши и без того не отличающиеся хорошим качеством дороги. Их содержание в это время года – особенно затратный и трудоёмкий процесс, для которого нужна специализированная техника, материал для борьбы с гололёдом и квалифицированный персонал. ЗАО «ПМК «Выксунская» имеет в своём арсенале и то, и другое. Предприятие «опекает» проходящие по территории города и района дороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности – почти 244,6 км.
СНЕГОПАД  ГОЛОЛЁД НЕ ДАЮТ ДОРОЖНИКАМ ПОКОЯ
СНЕГОПАД  ГОЛОЛЁД НЕ ДАЮТ ДОРОЖНИКАМ ПОКОЯ
   Для расчистки и уборки снега с проезжей части используют комбинированные дорожные машины, грейдеры и самосвалы со скоростными отвалами, в целом почти 20 единиц спецтехники. В обычные дни такое количество снегоуборочных машин не требуется, но во время и после обильного снегопада – в самый раз, чтобы обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспорта и уложиться в нормативные сроки. В выполнении работ по содержанию автомобильных трасс и остановок общественного транспорта ежедневно задействовано около 40 человек. Организовано круглосуточное дежурство, дабы «природная стихия» не застала врасплох. Накопленный практический опыт помогает успешно выполнять требования, предусмотренные в договоре, заключённом с управлением автомобильных дорог Нижегородской области.
   Согласно этому документу, в 2010-м на их зимнее и летнее содержание планируется выделить 23,648 млн руб., что на 600 с лишним тысяч меньше, чем в 2009-м. Как подчеркнул генеральный директор ПМК Вячеслав Филатов, финан-сирование сокращается, а износ дорог растёт и увеличивается потребность в ямочном ремонте. Количество циклов по содержанию тоже сократили с 86 до 53. В столь жёстких условиях нехватки средств разговор об улучшении качества содержания дорог и их состояния просто не имеет смысла. Но не зря говорится, что скупой платит дважды. Вот такая безрадостная перспектива.
Людмила Алексеева

Помощник пешеходов
Когда в 2002 году создавалось муниципальное предприятие «МТС», то одна из функций, которая ему вменялась – содержание бесхозных городских территорий, тротуаров, спиливание аварийных деревьев. И в настоящее время именно с МТС заключён контракт на обслуживание тротуаров на улицах Красные зори, Островского, Чкалова, Ак. Королёва, Пушкина, Ленина. Сумма контракта составляет 1,64 млн руб. Эти деньги запланированы на круглогодичное содержание 24 км пешеходных дорог, в том числе 20 км с плиточным покрытием.
   Для расчистки используют шесть единиц спецтехники. С гололёдом борются с помощью гранитной крошки, которой посыпают тротуарную плитку. За сезон уходит около 50 тонн, а привозят её из Дзержинска. Применяют и обычный песок. Такая обработка намного дешевле, поскольку и материал недорогой, и доставляют его из местного карьера.
   – Посыпаем по мере необходимости, – уточнил директор предприятия Фёдор Клюев, – иначе никаких денег не хватит. Соль стараемся не применять. От неё сначала снег подтаивает, а за ночь, когда температура обычно падает, на дороге образуется ледяная корка. Наша задача – обеспечить проходимость тротуаров, в первую очередь с большой интенсивностью движения пешеходов. Стараемся, чтобы после снегопада они были расчищены уже к началу рабочего дня, поэтому наша техника приступает к делу рано утром. На отдельных участках приходится убирать снег вручную, в частности, на улице Романова, где технике просто не проехать.
   Одна из «зимних» проблем – вывоз снега. В идеале его надо бы полностью вывозить с территории города, но средства для этого требуются немалые. Сегодня приходится исходить из того, что имеем. Поэтому и рады бы, скажем, посыпать тротуары чаще, но нет такой возможности. В сумму контракта заложен норматив расхода материалов, ему и следуем. А если осуществлять содержание тротуаров так, как хотелось бы (надеюсь, что к этому всё-таки придём), то надо увеличивать финансирование как минимум вдвое.
Татьяна Морозова