За четыре десятилетия через неё прошло около 30 тысяч выксунцев, и, наверное, у каждого найдётся минимум один знакомый, который занимается или занимался этой дисциплиной. Конечно, не все ушли в профессиональный спорт, но очень многие добились высоких результатов. Нас уже не удивляет, когда слышим, что выксунец вошёл в сборную России по самбо, победил на чемпионате Европы, мира… хотя если бы речь шла о каком-либо другом виде спорта, это могло бы стать новостью номер один. Просто привыкли к таким победам – 44 золотых медали только на соревнованиях всероссийского и мирового уровня, 63 мастера спорта России…
И представить себе, что самбо в Выксе нет, сложно. А ведь его долгое время не было и могло бы и не быть, или оно могло не развиться либо заглохнуть в самом начале. Давайте вспомним или узнаем, как получилось, что наш город вырастил чемпионов.
1978-1989 годы
1978
Это год, в который познакомились две ключевых для выксунской школы самбо и дзюдо фигуры – Минекави (Николай, как его звали друзья) Мингулов и Виктор Егрушов.
Виктор Егрушов, простой парень со Скотного, который любил Высоцкого и уважал его физическую подготовку, борьбой заинтересовался ещё да армии. Греко-римской. Ею занимались в цоколе ДК имени Лепсе, и, буквально посмотрев под ноги, любой прохожий мог увидеть в окна, как спортсмены проводят схватки, делают борцовские мосты. Здоровые, сильные, красивые люди. Неудивительно, что мальчишки загорались: «Хочу уметь так же». Не все, правда, сохраняли желание после первых трудных тренировок, но Виктор, уезжая служить Родине, уже был победителем областных соревнований. А в погранвойсках он узнал о самбо (даже стал победителем чемпионата Северо-западного пограничного округа). С того момента философия этой борьбы стала философией его жизни.
Минекави Мингулов к моменту переезда в Выксу уже трижды был чемпионом Уральского военного округа по классической борьбе, мастером спорта СССР по самбо. На волне интереса к чемпиону о самбо услышали многие, а впоследствии и самые беспокойные мамы не боялись доверить секции борьбы своих детей – не абы кто тренирует. Ну а для взрослых, когда открылись занятия, смысл был ещё и в самой возможности взглянуть на самбо – всё-таки разработано для военных – и попробовать себя в нём.
Но всё это движение началось уже после того, как Мингулов и Егрушов познакомились, пообщались и в первые же минуты поняли, что они – единомышленники. Минекави Гаянович приехал в мае, а уже в июне его вместе с Виктором Егрушовым можно было увидеть на косе «беленького песочка». Уходили от шума, чтобы поговорить и понять, а как можно и нужно продвигать самбо в Выксе. «Я слушал его, смотрел и понимал, что хочу быть похожим на этого волевого спортсмена, и не только. Хочу помогать нашим пацанам расти такими же сильными», – вспоминает Виктор Иванович. Не секрет, что его мечта сбылась.
Мингулов и Егрушов изначально занимались классической борьбой. Но почему выбрали именно самбо? Потому что равняться нужно было на самых сильных. Недалеко от нас – Кстово, в котором одна из самых известных в России школ самбо, уже вырастившая чемпионов мира. Развивается оно и в Дзержинске, и в Нижнем Новгороде. А из-под неолимпийского самбо было решено заниматься дзюдо – олимпийским видом спорта, дающим шансы выступать на самых крупных соревнованиях планеты. Между самбо и дзюдо всё-таки не много отличий, основные приёмы – одни и те же.
В итоге два тренера обратились за поддержкой к Вячеславу Седову, отвечавшему в то время за развитие спорта на заводе. Им не отказали, но и не «открыли все двери». Ведь секций много, а спортивный зал – один, в цокольном помещении ДК имени Лепсе (это помещение теперь используется и под танцзал, и для проведения торжественных вечеров). Вячеслав Борисович смог найти компромисс и дать возможность заниматься в этом зале ещё и самбо, но – временно.
Удобно ли было? Ну, наверное, никому там удобно не было – колонны. Народу, при том подъёме интереса к самообороне без оружия, набивалось до отказа – стояли у стен по пять рядов. Чему можно было научить «галёрку»?
В июне на День молодёжи на стадионе «Металлург» организовали показательные выступления секции самбо. Когда зрители, в желании рассмотреть детали, повалили с трибун к борцовскому ковру на поле, наряд милиции не смог остановить толпу. Это яркий пример того, сколько внимания было к самообороне без оружия. Тогда же остро встал вопрос о специализированном помещении для тренировок. Дворец был доступен только во время каникул, потом – всё уже расписано и без самбо. При содействии директора ВМЗ Александра Вавилина, с первых дней поддерживающего развитие этого вида спорта, началось обустройство специальной комнаты под трибунами стадиона «Металлург» (этот зал действует поныне).
Поддержка завода не означала, что кто-то выделил бригаду ремонтников. Всю черновую работу делали сами спортсмены – до и после тренировок во Дворце. Мингулов получил тогда прозвище «Ломовой». Уж очень ловко получалось у него сносить стены, освобождая площадку под зал. Глыбы выносили на собственном горбу. Сами углубляли пол, сняв около метра глины. При этом пришлось не только ломать, но и строить. «Если ты сломал каморку, в которой у Марьванны был склад, чтобы расширить зал здесь, то в другом месте ты должен сделать новую», – объяснил Виктор Егрушов. В числе энтузиастов-строителей были Александр Шибанов, Николай Чураев, Юрий Спирин, Владимир Лагов, Николай Киселёв, Алексей Орлов, Александр Серов, Владимир Дворянкин.
В итоге получился небольшой зальчик 5,5х18 метров. А «правильный размер» борцовского ковра – 7 метров диаметр внутреннего круга и 9 метров – наружного. То есть речи о соответствии каким-либо стандартам не шло, и всё-таки были рады тому, что получили. Правда, спорт-смены привыкали, что часто в тот момент, когда они должны были упасть от подсечки, за спиной оказывалась стена, которой, конечно, не могло быть на коврах турниров и чемпионатов. Это могло сыграть не в нашу пользу на соревнованиях.
«Стать чемпионом – цель каждого дзюдоиста», такой лозунг украсил только что открытый зал борьбы. Вот на эти «рельсы» было поставлено выксунское самбо с самого начала. Никто не собирался «просто тренироваться», смысл имела только работа на результат. Борьба – это когда ты либо проигрываешь, либо побеждаешь, а ничья хуже проигрыша.
Первые показательные выступления секции самбо/дзюдо прошли на стадионе «Металлург» в 1978 году
1979
Дорога в «Звёздный» вьётся лентой. Пыль из-под колёс стоит столбом. Грузовик грохочет, в кузове везут борцовские ковры. Кто-то из вожатых, увидев машину, шутя переспрашивает: «На стену или на пол ковры?».
Это первый раз, когда спортсмены проводят в лагере тренировочные сборы. С разрешения и при содействии Александра Вавилина.
Подъём в шесть и – зарядка, разминка, тренировка, тренировка, тренировка: там, где дома ты бы поленился, перед товарищами и тренером придётся выложиться по полной. В итоге за лето приобретаешь больше, чем мог бы за год. Выезжая после каникул на соревнования, выксунские ребята всегда побеждали, потому что кто-то только входил в сезон, а наши – жили самбо круглогодично.
1980
В Кстовской школе, на которую равнялась Выкса, – уже чемпионы мира. На Олимпиаде-80 в семи из 10 весовых категорий золото завоевали советские борцы. Это подстёгивало. И на Всесоюзных соревнованиях «Олимпийские надежды» выксунец Александр Шибанов завоёвывает бронзу по дзюдо. Примечательно, что событие проходило в Челябинске, откуда и приехали с разницей в пару лет Александр Вавилин и Минекави Мингулов, которые сделали многое для развития самбо и дзюдо в Выксе.
Бронза на всесоюзных соревнованиях была значима. Она показала – можем бороться с опытными спортсменами, не хуже других школ.
1982
Минекави Мингулов возглавил всё спортивное направление на Выксунском металлургическом заводе, сменив Вячеслава Седова, которого назначили руководителем городского спорткомитета. Виктор Егрушов стал главным тренером по борьбе дзюдо и самбо.
1984-1985
В Выксе начинается строительство спорткомплекса «Металлург» в м-не Жуковского с изначальным статусом «специализированный зал борьбы». Но от специализации пришлось отказаться ради справедливости – потому что остальные секции всё ещё ютятся в ДК имени Лепсе. Как и в случае со стадионом, самбисты помогают в черновых работах. И снова под борьбу отдаётся маленький зал – 5,5х18 метров.
Также в эти годы: среди юношей и юниоров на ЦС «Труд» (соревнования всесоюзного уровня) побеждают выксунцы Александр Михеев и Юрий Майоров.
Первый зал для секции самбо появился под трибунами стадиона «Металлург», он работает поныне
1986
Владимир Игошин, воспитанник Виктора Егрушова, становится бронзовым призёром на первенстве Советского Союза и в этом же году получает статус мастера спорта СССР по самбо – первым из выксунцев.
«Я помню, как мы радовались, когда у нас первый человек выполнил норматив мастера спорта. Мы гордились этим, – поделился Вячеслав Седов. – Это сейчас их больше 60-ти, и не всегда присвоение звания празднуют масштабно, а тогда мы торжественно чествовали. Помню, как дарили вазы. Но не в них суть, а в ощущении счастья от осознания, что у нас уже есть спортсмены такого уровня».
Получить статус мастера спорта было сложно не только из-за требований к спортивной подготовке и умениям. Многоступенчатая система приводила к тому, что бумаги могли заполняться и переправляться от адресата к адресату в течение года. Заполненное представление передавали в спорткомитет города, дальше в спорткомитеты по цепочке: области – России – СССР. Возвращались бумаги в обратном порядке. При этом, если документы долго задерживались в одном столе, спортсмену иногда приходилось выполнять нормативы заново – срок действия результатов истекал. Чтобы с представлением Владимира Игошина такого не случилось, Виктор Егрушов (кто у него занимался, знают его характер) на «кукурузнике» рванул с документами в Нижний Новгород, подписал, оттуда на самолёте вылетел в Москву, обошёл два комитета, всё оформил и тем же путём, обернувшись за один день, приехал в Выксу. Разумеется, это было бы невозможно без уже сложившихся в спортивной сфере связей.
1987-1989
Первым президентом федерации самбо в Выксе становится Пётр Ястребков. Самбистскому сообществу помогают развиваться Аркадий Конышев, генеральный директор ВМЗ, мэр города Анатолий Козерадский и первый секретарь горкома комсомола Сергей Наумов. Именно с подачи последнего в 1988 году в Выксе организуется первый Всесоюзный турнир по самбо памяти Героя Советского Союза Бориса Корнилова. Уже на следующий год он будет проводиться с присвоением звания «мастер спорта СССР», а участие в нём примут представители 10-ти союзных республик. То есть фактически международные соревнования встретил наш небольшой город и зазвучал на всемирной спортивной арене. Тем более что в эти годы мастеров спорта в Выксе прибавилось: ими стали Сергей Зайцев, Андрей Якунин, Александр Артамошкин, Дмитрий Селезнёв, Игорь Матюков.
К концу 80-х в Выксе насчитывалось уже десять мастеров спорта по самбо/дзюдо.
Сегодня Выкса по количеству чемпионов мира уже сравнялась с Кстовской школой самбо, а по спортивным успехам на соревнованиях и по количеству мастеров спорта оставила позади Дзержинск и Нижний Новгород. Даже те первые 11 лет, которые мы мельком вспомнили сегодня, принесли Выксе немало побед. Их залогом стал энтузиазм тех, кто решился развивать и заниматься этим видом спорта в Выксе, самих спортсменов, но главное – их тренеров. О том, что всё зависит от личностей, сказал и Вячеслав Седов. Не только про самбо: «Успех любой секции или спортивной школы связан с конкретными именами. И я горжусь, что выксунская школа самбо уже 40 лет показывает высокие результаты, потому что есть Виктор Егрушов, был Николай Мингулов».
Выксунское самбо и в 90-е набирало обороты. Но это – история следующего выпуска.
Фото из архива Виктора Егрушова