Глава госкорпорации в свою очередь отметил, что благодаря смелым идеям бизнес-сообщества Выкса продолжает оставаться во многом уникальным городом и всё меньше к ней относится определение «моногород».
Катерина Карпова, IKSA
Она училась и работала в Москве. Но вернулась в маленький город, потому что, как говорит, очень любит его. Её пример – это успешный кейс, как можно основать дизайн-агентство и работать с крупными заказчиками из Нью-Йорка и Москвы, находясь в моногороде.
– На прошлой неделе в Сочи проходила конференция Федеральной антимонопольной службы, для которой весь дизайн сделали здесь, в Выксе. Мы помогаем клиентам решать задачи в области визуальных коммуникаций. Создаём сайты, логотипы, книги, оформляем мероприятия. Дизайн-агентству уже четыре года.
Сейчас IKSA-Agency работает вместе с «ОМК-Участием» над системой навигационных и информационных элементов для арт-объектов, которые сделаны на фестивале «Арт-Овраг». Туристический поток в городе растёт. Людей привлекают не только исторические объекты, но и современные.
Система навигации включает в себя таблички и сайт. На табличках размещены короткое описание и QR-код, по которому можно перейти на сайт, где подробно описана работа с цитатами авторов и видеороликами. А ещё это помогает сохранить информацию об утерянных объектах.
Агентство также ведёт проекты по книгоизданию. За четыре года выпущено в суммарном тираже около 20 000 экземпляров книг, которые сохраняют культурное наследие Выксы и память об известных людях города.
– И всё это мы делаем небольшой командой – 8 человек. Наши сотрудники – талантливые, трудолюбивые ребята, которые любят Выксу и стараются сделать её лучше.
По словам Катерины, собрать сильную команду было непросто.
– Хорошие кадры – это частая проблема, и чтобы решить её, мы принимаем участие в конкурсе ОМК «Начни своё дело» с проектом «Школа дизайна». Но это только начало и малая часть необходимых вложений. Считаем, что нужно создавать условия для образования молодёжи, чтобы они видели возможности и причины остаться в моногороде. Мы осознанно выбираем Выксу, понимая, что жизнь тут комфортнее, чем во многих других городах. И при этом здесь можно работать над крутыми проектами. Наш опыт это подтверждает.
Ирина Осипова, центр «Созвездие»
История ООРДИ «Созвездие», а затем и центра началась с родительской инициативы. Мамы и папы решили объединиться, чтобы вместе создать лучшие условия для своих и других детей.
– Мы поставили себе задачу улучшить ситуацию с развитием детей с инвалидностью в Выксе. На этом пути нас поддержали три основных партнёра: администрация округа, которая предоставила муниципальное помещение для центра, Выксунский металлургический завод и благотворительный фонд «ОМК-Участие». Мы, как любая НКО, начинали свою работу с участия в грантовых конкурсах, выиграли несколько муниципальных грантов, некоторые наши проекты поддержал Фонд Президентских грантов. Есть на счету проекты, реализованные при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, – поделилась Ирина Осипова.
Но помимо работы с детьми, «Созвездие» ставит себе и другие цели. Ведь каждый ребёнок вырастает, и у каждого должна быть возможность реализовать себя.
Ирина Осипова отмечает, что в последние годы государство вкладывает большие ресурсы в решение проблем, связанных с дошкольным и школьным образованием. Однако среднее специальное образование доступно далеко не всем выпускникам коррекционных школ.
– Поэтому мы ставим достаточно амбициозную цель – создать систему профессиональной подготовки. Понимаем, что люди с инвалидностью не очень конкурентны на рынке труда, поэтому одну из основных задач в перспективе видим в создании специализированных площадок, где такие люди могли бы работать полноценно либо неполный рабочий день в специально созданных для них условиях, при сопровождении, выполняя какие-либо простые трудовые операции, – сказала Ирина.
«Созвездие» ведёт и программы, связанные с социальным предпринимательством. Успехи уже есть, ведь команду ООРДИ можно охарактеризовать так: «Вижу цель и вижу возможности для её достижения».
– Выксу мы рассматриваем не как маленький провинциальный городок, а как город возможностей. Мы – активные жители и стараемся использовать все представляющиеся шансы для движения вперёд. Открыли для себя новое направление – социальное предпринимательство. Мы победили в конкурсе «Начни своё дело», и благодаря этому готовится к открытию новый центр, который будет специализироваться на оказании логопедической помощи детям, – отметила Ирина Осипова.
В сфере бизнеса занято более 20% работающих выксунцев
Евгений Ермантович, ООО «Причал»
Евгений первым отреагировал на изменения, происходящие в центральном городском парке.
Они начались в 2018 году по программе «Формирование комфортной городской среды». В 2019-м благодаря победе Выксы во Всероссийском конкурсе лучших проектов благоустройства в парке создан амфитеатр, сделаны велороллерные дорожки, построен туристско-информационный центр. В рамках того же проекта преображена набережная Верхнего пруда, где среди прочих объектов построена лодочная станция.
Компания, которой руководит Евгений Ермантович, в 2018 году открыла в парке точку стритфуда, стилистически включённую в парк. Сейчас здесь можно не просто заказать вкусную и сытную еду на вынос (порции очень честные), но и приобрести корм для Руслана и Людмилы. Так зовут любимых выксунцами лебедей, живущих в парковом пруду.
В 2019 году Евгений Ермантович в числе других выксунских предпринимателей оказал спонсорскую поддержку во время проведения экологической акции – в наш парк привезли белок из Калужского питомника. Для их проживания на деревьях развешаны специальные домики-бельчатники.
А на благоустроенной набережной Евгений Ермантович использует возможности лодочной станции, которая была восстановлена по пожеланиям выксунцев практически на том же месте, где находилась раньше. Прошлым летом, например, здесь организовывали показы фильмов на открытом воздухе.
Евгений – из числа первопроходцев. Именно благодаря ему при поддержке Фонда развития моногородов в Выксу пришло «Яндекс.Такси». Именно он воспользовался возможностью взять в аренду уникальные арт-плоты, созданные в рамках фестиваля «Арт-Овраг», и летом у выксунцев есть возможность покататься на них.
– С помощью Фонда развития моногородов мы запустили в Выксе «Яндекс.Такси». Дальше решили прийти на местные пляжи. Не только разнообразим отдых, но и следим за порядком и чистотой на этих общественных пространствах.
Компания Евгения Ермантовича развивается в 16-ти направлениях.
– В этом году планируем запустить новый аттракцион – поезд, который будет передвигаться по территории парка. Подобные развлечения есть в других городах, хотелось привнести новое и в Выксе. На лодочной станции открываем, как хотели выксунцы, прокат лодок и катамаранов – они уже закуплены. Расширяем географию – осваиваем Павлово.
Евгений Ермантович создал пока 30 новых рабочих мест. В ряду проблем, с которыми пришлось столкнуться, он, как и другие, называет дефицит кадров. Не хватает представителей простых профессий – водителей и поваров.
Сергей Королёв, VANGOGH, ЦЕХ
Сергей был фотографом и видеографом, но однажды ему надоело снимать свадьбы.
– И я решил открыть свой фудтрак, чтобы вкусно кормить выксунцев. Тогда я вдохновился фургонами с едой, которые приезжали к нам на фестиваль «Арт-Овраг».
Он пригнал старенький фургон из Татарстана и за пару месяцев перестроил грузовичок в хорошую кухню на колёсах. Нарисовали на нём иллюстрации с картин Ван Гога, в которых есть отсылки к символам города, например, мартеновскую трубу.
– Проект мы назвали VANGOGH, это первый фудтрак в городе, который запустился на фестивале «Арт-Овраг» 2019 года. А после благоустройства набережной Верхнего пруда мы решили обосноваться в новом общественном пространстве.
Помимо стритфуда (уличной еды) возле фургона можно взять напрокат электросамокаты, чтобы прокатиться по набережной и по парку. Сейчас это возможно благодаря построенной вело-роллерной трассе, соединяющей территории.
– За два сезона работы я сменил четырёх поваров и двух администраторов – очень сложно найти в маленьком городе квалифицированные кадры. Но несмотря на трудности, за это время мы продали 8000 стаканчиков кофе. Для нас это индикатор доверия и интереса к нашему фургончику.
Второй проект Сергей Королёв запустил благодаря программе «Начни своё дело». (Для справки. Программу реализует АНО «Центр инноваций социальной сферы
Нижегородской области» при содействии министерства промышленности, торговли и предпринимательства области и при поддержке Выксунского металлургического завода, администрации г.о.г. Выкса и Выксунского бизнес-инкубатора).
ЦЕХ – проект по пошиву сумок-шоперов. Это сувенир с иллюстрациями, отсылающими к выксунской культуре, который интересен как для гостей, так и для жителей Выксы.
– Для нас самое важное в сумках – это то, что они сшиты руками бабушек и людей с ограниченными возможностями здоровья, ведь проект даёт им возможность заработать.
За год ребята смогли попасть со своей продукцией в магазины выксунских предпринимателей, в арт-резиденцию, в центр современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде и приняли участие в благотворительной акции «Волшебные рукавички».
– Сейчас мы запускаем коллаборации с другими организациями Выксы и социальными предпринимателями. Планируем расширяться до производства полного цикла: от пошива до печати.
20 апреля. На встрече с председателем госкорпорации ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым делились успехами своего социального бизнеса (слева направо) Ирина Осипова, Сергей Королёв, Катерина Карпова и Евгений Ермантович
P.S. Значимость тех социальных функций, которые местный бизнес осознанно принимает на себя, сложно переоценить. Раз в Выксе есть такие предприниматели, которые умеют быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и видеть перспективы, значит, у города есть будущее.
Фото Софии Желниной и из архива «ВР»