«Арт-Овраг» создаёт город будущего

visibility
Тема фестиваля-2019: «Когда сегодня становится завтра».

Как сказал куратор фестиваля Антон Кочуркин, тема – несколько импрессионистская, философская, ведь сегодня становится завтра на рассвете. А с другой стороны – это очередная тема для размышления, и каждый найдёт своё определение. В ней есть отсылка к известной истине, что завтрашний день создаётся уже сейчас, и зависит он от того, что ты сам сделал или не сделал вчера. С этой точки зрения фестиваль показал, каким может быть строительство города будущего.

В 2013 году, если кто помнит, «Арт-Овраг» строил «Город-Сад». И сад имелся в виду не ботанический, а творческий. Именно тогда в Выксе появилась бо´льшая часть граффити – в микрорайонах, на улице Красные зори, в районе Щитков, а ещё, например, уже ставший символом парка деревянный единорог от венгерского скульптора. И вот теперь на этого единорога, рядом с которым любят фотографироваться гости города, да и сами выксунцы (до сих пор), откроется новый интересный вид со второго этажа Павильона будущего. 

А воспоминания о количестве и масштабе сделанного в то время граффити позволяют представить себе перспективы открывшегося на ВМЗ стрит-арт-парка. Территория ВМЗ будет раскрашиваться яркими красками постепенно, и возможно, даже уже известными выксунцам художниками.

Кстати, часть граффити, выполненных в 2013 году на стенах зданий, уже утеряна. И когда смотришь старые фотографии, даже возникает чувство сожаления. Не потому что всё безусловно нравится. Просто типовой застройки ты можешь насмотреться везде, а когда у дома есть индивидуальность – даже отвлечёшься на пару секунд от планшета или мобильного, чтобы приглядеться. 

События шестилетней давности вспомнились потому, что они – пример, как вчерашний день отражён в завтрашнем. Все фестивали связаны между собой, потому что подразумевают не трёхдневную акцию, а постоянную работу. И какую бы тему для размышления в главной идее года они ни давали, это всегда не про праздник, а про творчество и созидание.


Если хочется не читать вступление, а сразу узнать о новых объектах в городе, начинайте отсюда

Павильон будущего, судя по атмосфере, понравился большинству, кто посетил его в дни фестиваля. Правда, расстроило, что второй этаж, откуда должен открыться интересный вид на пруд и единорога, ещё не достроен. Привлекают и в целом необычная форма, и, в частности, удобная лестница, которую можно использовать как дополнительные сидячие места. А ещё – подкупающий естественностью запах дерева. Всё-таки конструкция стоит в парке, исходя из этого, а также необходимости минимизировать нагрузку на почву и уже сложившегося вида набережной, и выбирали материалы и технологии. «ВР» уже писал, но напомню, что проект предложило архитектурное бюро «Новое». Форма – двойной геликоид. Визуально это винт, спираль, что отсылает к теме фестиваля и названию объекта. Постоянное движение вперёд, непрерывное развитие: именно в месте с такой атмосферой, по мнению авторов, логично собираться горожанам для обсуждения совместных, направленных на развитие города проектов, для творчества. Курировать работу павильона будет администрация парка, предлагать идеи для использования его площадей могут все, у кого они есть.

Павильон был задействован каждый день фестиваля – здесь прошли главная пресс-конференция, мастер-классы, перформанс, бизнес-завтраки. Нашествие нескольких десятков журналистов, интерес со стороны детей и взрослых конструкция выдержала достойно. Если судить по внешнему виду, ничто нигде не покосилось, не оторвалось и не лопнуло.

Церемония открытия павильона, кстати, прошла неформально – без красной ленты и помпезной музыки. Был зачитан рэп-гимн Выксы, прошёл «облачный перформанс», архитекторы рассказали о своей задумке.



В ритме хип-хопа открывался и стрит-арт-парк – первый в России. Начало ему было положено в прошлом году, когда на Стане-5000 появилась самая большая роспись в Европе. Сделал её Миша Most. А с этого года в течение как минимум ближайших десяти лет будут проходить внутризаводские конкурсы, определяющие, на каком цехе появится следующая роспись. Специальная экспертная комиссия затем определит, какой художник её сделает. Причём автору нужно будет отобразить именно то, что происходит на производстве, для чего он с ним ознакомится и пообщается с работающими там людьми. В этом году картина появилась на одном из цехов «ВМЗ-Техно». Создал её Алексей Лука, чей стиль специалисты определяют как близкий к кубизму. То есть рисунок абстрактный, но изображены на нём именно те детали, которые производит цех, и в тех цветах, которые характерны для этого производства. Чтобы история была понятна всем, работники «ВМЗ-Техно» к открытию стрит-арт-парка сами подготовили выставку продукции.



Другое главное открытие фестиваля было связано не столько с архитектурой и искусством, сколько со спортом. Подарок всем, кто увлечённо катается на скейтбордах, самокатах и BMX, сделали губернатор и ОМК. На улице Островского открылся новый скейт-парк. Такие объекты, по инициативе главы региона Глеба Никитина, должны появиться и в других городах области. Выкса стала первой благодаря поддержке Объединённой металлургической компании. В проекте, что важно, задействованы сами спортсмены – Федерация скейтбординга России. Именно профессионалы в числе первых обкатали новую площадку и остались ею довольны не меньше, чем выксунские райдеры. Да и для того чтобы только начать знакомство с новыми видами спорта, парк подходит – Глеб Никитин сам прокатился здесь на самокате и попробовал встать на скейтборд.

Глава местного самоуправления Владимир Кочетков отметил, что инициативная группа выксунских спортсменов согласна следить за порядком на площадке, именно по их предложению здесь были размещены дополнительные урны и лавочки, также спортсмены участвовали в укладке газона.

Во время фестиваля в скейт-парке прошли первые соревнования.

Глеб-Никитин («Арт-Овраг», Выкса, 2019 г.)

Глеб Никитин, губернатор: «Мы договорились с Федерацией скейтбординга России развивать этот вид спорта. В этом году в регионе будет создано шесть скейт-парков. Если говорить о Выксе, то она попала в первый транш утверждённой программы, но поскольку мы хотели успеть именно к фестивалю «Арт-Овраг», то на помощь пришла ОМК, и проект был реализован в кратчайшие сроки. Здорово, что Выкса, как и во многих других направлениях, выступила пионером»

Владимир-Кочетков («Арт-Овраг», Выкса, 2019 г.)

Владимир Кочетков, глава местного самоуправления: «Город перестраивается. Основной заказчик происходящих изменений – сами жители. Выстроить диалог и вовлечь людей в процесс нам помог в том числе опыт команды «Арт-Оврага»


Ещё один фестивальный объект – бинарные часы (на фото). Их автор – выксунец Андрей Матчин – в прошлом году стал победителем «Параллельной программы», но тогда часы установить не удалось, поскольку требовались серьёзные подготовительные работы. В итоге их разместили в центре нового кругового движения на пересечении улиц Братьев Баташевых и Ленина. 

Часы сделаны в виде спирали ДНК. Время читается непривычно, по горящим разными цветами элементам, и к этому ещё нужно привыкнуть. Но объект интересен сам по себе и без функционала – как новая достопримечательность, особенно в вечернее время. Кроме того, на нём будут отображаться результаты опросов, которые проводятся наши коллеги из «Выксавкурсе»: красным – отрицательный ответ, голубым – положительный. Ну а точное до секунды время… у каждого часы есть на руке, в мобильном, на панели в машине, и какой-то необходимости ставить электронное табло с привычными арабскими цифрами нет. Кстати, на открытии часов присутствовала Надежда Преподобная, министр культуры Нижегородской области. Она задумку оценила.

«Параллельная программа» фестиваля успешно продолжилась и в этом году. Участвовавшие в ней выксунцы, многие из которых впервые примерили на себя роль художника, создали работы для выставки «То, чего не может быть». Здесь и бестиарий с фантастическими животными, и вместо горы самоцветов гора золотого шлака, деревянный трон в окружении чучел животных, среди которых неизвестный зверь с одним рогом – сказка, но уже не про Федота-стрельца, а про выксунцев.

Анатолий-Седых («Арт-Овраг», Выкса, 2019 г.)

Анатолий Седых, председатель Совета директоров ОМК: «Мы занимаемся культурными проектами, чтобы людям жилось лучше. ВМЗ – это предприятие высочайшей производственной культуры. И люди, работающие на таком производстве, должны возвращаться домой в комфортное пространство. «Арт-Овраг» один из инструментов, позволяющих улучшать социальную среду»

Ирина-Седых («Арт-Овраг», Выкса, 2019 г.)

Ирина Седых, председатель попечительского совета БФ «ОМК-Участие»: «Каждый фестиваль мы делаем вместе с жителями. Это и проводимая второй год «Параллельная программа», и создание арт-дворов – их уже 11. Мы учитываем мнение. Опросы прошлого года показали, что, по оценке выксунцев, на фестивале не хватает музыки. И мы вернули это направление» 

Фото автора