Что связывает Семилово и Александра Невского?

visibility
О «милом месте», пропавшей дороге и Александре Невском рассказывает выксунский краевед Владимир Королёв.

Умели же наши предки давать местам своего проживания красивые (и не очень) названия! Например, в нашей местности есть село Семилово. Совершенно обычное, ничем не примечательное место, где жили заготовители торфа. Во время пожаров 2010 года сгорела почти половина его домов. А что означает его название? Не спросить ли нам об этом у Владимира Королёва, что мы нередко делали? Выяснилось, что у него есть исследование картографической истории местности. Оказывается, обычные дороги могут о многом рассказать и дать объяснение определённым событиям. Толчок к изучению этой темы дали статьи Дмитрия Макарова об исчезнувших деревнях. Владимир Владимирович копнул глубже, в века ушедшие, и обнаружил там драгоценные залежи. Что-то у него пока в работе, а отдельными историями, как он говорит, «уже можно поделиться». 

Итак, разберёмся. 

Вот милое место

Если взять старые словари и словари устаревших и древних понятий, то получаем интересный вариант эпохи славянизации и последующего крещения наших мест. Для перевода на современный язык нам понадобятся краткий церковнославянский словарь, словарь древнеславянских слов и толковый словарь Ефремовой. Поехали!

СЕ – в церковнославянском значит вот, этот. Далее. МИЛО – симпатично, привлекательно, приятно на вид, оценочная характеристика чего-либо как привлекательного, такого, что нравится, приходится по сердцу. Ну и ОВ, ОВА, ОВО – этот, эта, это, тот, та, то. Соединяем. Получается следующее: вот милое это. По отношению к территории – приятное место. Причём у древних существовал некий алгоритм обозначения привлекательных мест. Порядка 19 российских сёл и деревень и одно озеро носят имя Семилово. Все они на период наименования имели какие-то возможно и несхожие, но привлекательные черты.

Что же, название это уносит нас далеко в глубь исторических процессов. Подтверждением этому служит картографическая история изучаемой местности. Мне удалось найти десяток старых карт, на которых присутствует наше Семилово. 

Самая старшая – карта 1794 года (фото внизу). На ней отсутствуют населённые пункты Выкса и Велетьма. Места эти обозначены как «Выксунской железный», соответственно, «Велетминской железной». Есть пруды Средний и Нижний. Нет Запасного. Нет Вили, проволочного завода, Сноведи. То есть время картографического исследования местности соответствует периоду с 1770 по 1780 год.

А вот Семилово, как населённый пункт, уже присутствует. Это позволяет утверждать, что оно не относится к периоду освоения территории Баташевыми, а имеет более древний возраст. 

Изучение и анализ около десятка карт, сведение в одном тексте данных соседних областей и мест позволило выявить и оформить ещё один пласт древней истории нашего района.


По каким дорогам передвигались наши предки? 

Продолжим погружение во времени. Меняя масштаб карты, охватываем часть территории Владимирской области и Рязанщины, прилегающие к Оке. 

На правом берегу нам необходимы земли до Арзамаса. посёлок городского типа Елатьма (бывший город), города Муром и Арзамас. Что может их объединять? Древние дороги. Все эти сакмы, шляхи, тракты шли через территорию современного Выксунского района. 

Дорогу Муром – Арзамас и далее на Казань и Китай, то есть древний Московский тракт, он же «чайный тракт», «шёлковый путь», «кандальную дорогу» я уже описывал. Ещё одна, проходящая через выксунские леса до настоящего времени – Татарка. Своё начало берёт где-то в районе старицы и теряется в лесах под Ардатовом. На другой стороне Оки в деревне Окшево установлен памятный знак, что через неё прошло войско Ивана Грозного на захват Казани. 

Переправа у Окшева действительно существовала. Видимо, была и лесная дорога через наш район. Но документальных подтверждений, что Иван Грозный воспользовался в своих казанских походах этим путём, мы не имеем. Однако не следует забывать, что Грозный был не единственным русским царём, кто воевал с Казанью. И велика вероятность того, что путь этот был использован московским войском или его частью в более раннее время. 

А ещё раньше, в начале XIII века, это Золотая Орда. Современные учёные по древним источникам и артефактам создали карту русских княжеств и Золотой Орды того времени. Что же получается? Граница этого гигантского территориального татаро-монгольского образования проходила совсем рядом с нашим районом. Уездный город Ардатов, ныне посёлок городского типа, был въездными воротами на Золотоордынскую территорию. Отсюда и название. И дороги. Первая: Арзамас – Ардатов – Муром. Вторая: Арзамас – Ардатов – Елатьма. Муром и Елатьма. Оба города исторически соприкасаются с территорией нашего района.

О «милом месте», пропавшей дороге и Александре Невском

Карта 1794 года – одно из самых старых изображений этого места, которое удалось найти 


О городах-крепостях и «посольской» дороге 

В то время было совершенно естественным, что в наиболее опасных из-за вражеских вторжений районах старались строить большее количество городов, в особенности на возможных путях продвижения противника, то есть на главных дорогах, вблизи от речных переправ. 

Оборона границ русских княжеств строилась с учётом тактики внезапных нападений. В неё входили города, которые служили пунктами сбора русских войск, города-крепости с постоянными, но не столь значительными по численности гарнизонами, дозорная и станичная служба. И Муром, и Елатьма возникли как небольшие крепости. 

В старорусском языке крепость называлась городом. Дозоры у Мурома осуществляли жители Туртапки, Липни, Окулова. А в районе Елатьмы – население Семилова. Это в военное время. В мирное эти же поселенцы следили за качеством дороги, гатей и мостов на ней. И если муромский тракт остался и дожил до нашего времени, несколько трансформировавшись, то елатомский исчез. Остались его куски: Ардатов – Арзамас и Елатьма – Касимов. Дорожные отрезки маршрута Елатьма – Ардатов появляются на разных картах, и при желании их можно свести в одно целое.

В истории Елатьмы есть факт, что через неё шла «посольская дорога». И относиться это может к периоду феодальной раздробленности, когда каждый правитель должен был налаживать самостоятельно отношения с Ордой. Так вот, по этой дороге через Семилово в Орду и обратно передвигались послы Владимиро-Суздальского княжества. Касимов, а соответственно, и Елатьма принадлежали в тот период к этому формированию.

Касимов, ранее Городец Мещерский, основан в 1152 году и располагался несколько в стороне от современного города при впадении речки Бабенки в Оку. По велению князя Юрия Долгорукого был превращён в пограничную крепость, как уже писал, Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году город был полностью сожжён и разорён в результате монгольского набега, однако вскоре недалеко от прежнего места возник новый город, который до 1471 года назывался Новый Низовой город. Проживали в нём русские и давние обитатели здешних мест – мещера, мурома, мордва.

Примерно в этот же период появляется крепость Елатьма. Она впервые упоминается в летописях в 1381 году, когда московский князь Дмитрий Донской купил её и ещё два города у мещерского князя Александра Уковича. Заметьте, уже готовый город-крепость. А из этого следует, что к дате совершения сделки путь Арзамас – Ардатов – Елатьма уже сложился и активно использовался. Причём настолько активно, что возникла необходимость поставить на нём крепость.

Косвенными доказательствами наличия этой дороги и привязки её к местности служат следующие факты. По окончании ледникового периода сформировались реки и водоразделы их бассейнов. Животные, а за ними и люди определили для себя удобные пути передвижения, исходя из географических, природных, климатических и биологических условий. 

Что такое водораздел? Это более высокая часть местности. Именно такое явление мы наблюдаем на картах по направлению от Семилова к Ардатову. Очень наглядно на французской карте 1812 года. Это гребень, речки с которого текут в противоположных направлениях, оставляя сухой вершину, используемую для передвижения.

А вот у Семилова высота гребня снижается. Дорога пересечена частично Козьим болотом и двумя речками. Чтобы обеспечить круглогодичный проезд по кратчайшему направлению, необходимо было постоянное присутствие рабочей силы, людей. До Елатьмы по прямой 28,5 километра. Это дневной переход. И отправлять работяг из города нерационально. Легче поселить в «приятном месте» несколько семей и нагрузить их повинностью по содержанию части дороги в надлежащем состоянии. Заодно возложить и функции дозорных.



Порядка 19 российских сёл и деревень и одно озеро носят имя Семилово



О «милом месте», пропавшей дороге и Александре Невском

Карта земель Золотой Орды и русских княжеств XIII века


Продолжение следует.

Владимир Королёв. Фото из архива редакции и из открытых интернет-источников