Краеведы ищут «посольскую дорогу» у Семилова

visibility
Владимир Королёв продолжает исследование времён Александра Невского.

Невский тут бывал

Есть у этой дороги интересная история, связанная с Александром Невским. 

В 1262 году в ходе антиордынского восстания во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. В качестве наказания за бунт хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Поездка великого князя владимирского затянулась на год. В Орде Александр заболел, по другой версии был отравлен, хотя ему удалось успокоить хана Берке. Уже будучи больным, он выехал назад. В Арзамасе есть сведения, что в 1263 году город посетил Александр Невский, возвращаясь из Орды. Приняв схиму под именем Алексия, он скончался 14 ноября 1263 года. 

Существуют две версии о месте кончины – в Городце Волжском (Городце) и Городце Мещерском (Касимове). Связывает их только общее название – Городец. 


Обращаясь к карте, понимаешь, что более короткая дорога из Орды во Владимир ведёт через Городец Мещерский (Касимов), то есть через Елатьму и Семилово, и вместе с информацией из Арзамаса всё становится очевидно.


Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем». 

Историк Сергей Соловьев писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». 

Князь Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи его торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

С распадом Золотой Орды ничего не поменялось. Те же овцы, те же пастухи. 


На смену Золотой пришли Ногайская и Казанская, крымчаки. Пути-дороги остались на своём месте. 


Оборонительное значение Елатьмы не утратило своей актуальности. 

Крепость, довольно большая, была оборудована по всем правилам военно-инженерного искусства того времени. Длина рва и крепостного вала с южной стороны составляла 300 метров, с северо-западной – так же 300 метров, на востоке крепостная стена возвышалась на крутом откосе берегового холма. Рвы вокруг крепости заполнялись водой, в их концах вода запиралась шлюзами. В ночное время мосты через рвы поднимались, а шлюзы имели специальную защиту, преграждавшую путь непрошенным гостям.

Военное противостояние продолжалось. Елатьма и местность вокруг неё оставались театром боевых действий. Из летописей мы узнаём, что в 1539 году в Елатьме был произведён обмен пленных ногайцев на плененного князя Семёна Бельского. 

В 1550 году елатомский воевода князь Константин Иванович Курлятов вместе с рязанскими воеводами разбил ногайских мурз, явившихся грабить Мещерский край, и преследовал их до ворот Шацких. То есть до засечной черты, проходяшей через Шацк.

Накануне решающего похода Ивана Грозного на Казань необходимо было добиться нейтралитета, невмешательства Ногайской Орды. Дипломатическая работа Петра Тургенева и рейд русских князей 1551 года позволили получить этот результат. Об этой войсковой операции имеется описание в Никоновской летописи, древнейший список которой хранится в архиве ЦГАДА: «А из Елатьмы князь Константин Иванович Курлятев да Семён Шереметев да Степан Сидоров такоже во многих местах Нагай побили».


Вопрос: были ли втянуты в процессы елатомские сателлиты, в том числе и Семилово? 


Другого ответа, кроме положительного, иметь не можем.


Куда пропала «посольская дорога» Елатьма – Семилово – Ардатов – Арзамас?

В 1521 году процесс объединения русских земель вокруг Москвы завершился присоединением Рязанского княжества. Государственное управление сместилось в столицу, что и послужило причиной изменения логистики. 


Создание трактов и содержание их стало государственной проблемой. 


Получила развитие Ордобазарная дорога, которая связывала Москву с городами Нижнего Поволжья, Астраханью, Царицыном, Саратовом. Теперь, чтобы попасть в южные регионы из Касимова и Елатьмы по обустроенному тракту, необходимо было после переправы через Оку у Елатьмы повернуть вправо и двигаться вдоль реки в направлении Темникова до населённого пункта Азеево. Азеево стояло на Ордобазарной дороге, там находился промежуточный пункт – ям. Азеевские служилые татары обслуживали часть дороги. Одновременно ямщики занимались торговлей. 

Особое место занимала торговля лошадьми. Скупив у ногайцев табуны лошадей, ямщики торговали ими в центральных районах. При этом приносили большую пользу царской казне – царские стряпчие отбирали одну из десяти привезённых лошадок. Ну и налог с купли-продажи.

С этой-то поры участок дороги Елатьма – Семилово – Ардатов – Арзамас перешёл в разряд местных. Единственная часть, которая сохранилась до нашего времени – Ардатов – Арзамас. Всё остальное кануло в Лету. Хотя до периода с 1846 по 1863 год, когда был изготовлен картографический атлас Шуберта, большая часть этой дороги была ещё востребована. 

Дело в том, что Железный завод, построенный Баташевыми на Сноведи, не имел своей дороги. Сообщался он с Выксой и Елатьмой посредством пути, проложенного через Семилово. А вот на карте Стрельбицкого 1870 года уже появилась дорога Сноведь – Выкса. Вот так всё менялось.

Что в сухом остатке? Ещё один интереснейший факт в копилку истории Выксунского района. Где эта копилка? Куда отнести?

Фото из архива редакции и открытых интернет-источников