Городец и Александр Невский – ещё одна строка в истории

visibility
Возвращаемся к напечатанному, чтобы уточнить подробности поездки в Феодоровский монастырь.

В жизни журналиста бывают такие поездки, которые по впечатлениям превосходят многие другие. В этом году таких у меня было две. Одна – в Рязань, другая – в Городец. Давно люблю этот город, в котором хотела бы жить.

Посещение Феодоровского монастыря («ВР» №41 от 29.10.2021) оставило глубокие впечатления. Информация об Александре Невском требовала новых знаний. При расставании один из иеромонахов посоветовал поискать её на сайте монастыря. И наконец-то я добралась и до сайта, и до нужной информации. В своём материале кандидат исторический наук, историк православных святынь Андрей Рощектаев (словно специально для меня) ответил на многие вопросы. Привожу фрагмент его статьи.

«Да, именно Городец считают местом смерти великого князя Александра Невского, который в 1263 году возвращался из Орды водным путём и тяжело заболел в дороге. Это стало самым знаковым событием за всю многовековую историю Городца. Поскольку умирающий князь в последние свои часы принял великую схиму, точным местом его кончины мы можем назвать не просто сам город, а именно Феодоровский монастырь.

Есть, правда, экзотическая версия, будто Александр Невский умер не в Городце Поволжском, а в Городце Мещерском на Оке, который позже получил название Касимов. В этой версии много нестыковок, в частности: как он там вообще оказался – зачем ему было, возвращаясь из Орды, плыть по Оке? Даже в самом Касимове серьёзные историки и краеведы (например, Анатолий Игнатьев, с которым мне довелось подробно беседовать) считают эту гипотезу совершенно тенденциозной и мифической. Нет ни одного источника, который бы её подтверждал.

Есть, правда, вопросы и относительно Городца Поволжского, но на них-то как раз легко ответить. Почему Александр Невский оказался здесь, а не свернул от Нижнего вверх по Оке и Клязьме – то есть прямой водной дорогой на Владимир? Шёл ноябрь, и малые реки, видимо, уже «встали». По последним дням волжской навигации Александр добрался до города своего брата (города, который, кстати, потом стал «столицей» его сына). Если бы он не слёг в предсмертной болезни, то дальше ехал бы уже зимней первопуткой на санях, дождавшись первого снега… Не дождался! 

Городец был тогда одним из главных центров политической жизни Руси, одним из важнейших городов эпохи. 

В нём княжил брат Александра Невского Андрей Ярославич, а вскоре после смерти их обоих – сын Александра, также Андрей (так и вошедший в историю как Андрей Городецкий – между прочим, здесь и похороненный).

Получается, в России есть лишь три обители, настолько тесно связанных с памятью благоверного князя: Александро-Невская лавра в Петербурге, Рождественский монастырь во Владимире (где он покоился до 1723 года) и – Феодоровский Городецкий».

Небольшое примечание. Во время монголо-татарского разорения Городца в 1238 и 1239 годах обитель была выжжена, но после ухода захватчиков восстановлена, и сам монастырь тоже. В Лаврентьевской летописи 1377 года написано, что князь Александр выехал осенью 1263 года из Орды на Русь уже будучи больным. В Нижнем Новгороде он занемог и, едва доехав до Городца, 14 ноября (по старому стилю), приняв монашеский постриг и высший иноческий чин – схиму, окончил здесь земной путь.

Фото автора