В апреле-мае выксунские зрители успели посмотреть три спектакля. Первый – постановка по повести Фёдора Достоевского «Сон смешного человека».
Он получил Гран-при Международного фестиваля «Рождественский парад-2018» в Санкт-Петербурге. Второй –постановка по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Сделали его артисты кукольного театра «Таратумба» вместе с музеем истории Гулага. Спектакль – победитель национальной премии и фестиваля «Золотая маска 2018».
Третий – «Аленький цветочек» – детский кукольный спектакль творческого объединения «Таратумба».Несмотря на разницу в возрасте зрителей и форм подачи материала, их объединяет одна тема добра и зла. Добро должно торжествовать, а зло – быть наказанным. Так бывает в сказке, а в жизни, к сожалению, зачастую иначе.
Объединяет спектакли и метафоричность, которая свойственна настоящим произведениям искусства. Она даёт импульс размышлениям, раздумьям и побуждает к действию.
Их приезд в наш город и спектакль в ДК им. Лепсе в необычном формате стали для зрителей эмоциональным потрясением. Достоевский требует вдумчивого прочтения и углубления в текст. А тут не только фантастический рассказ, но и спектакль ломает все рамки театральных стереотипов.
У Достоевского герой один, а здесь их два, но воспринимаются они как одно целое, однако в борьбе противоречий. А потому это спектакль-философия. Спектакль-сатира. Спектакль-сарказм. Спектакль-искренность. Иван Старжинский и Руслан Кутлыев играют одного смешного человека, но разного. Он то смиренен, как монах, то поднимает бунт. То готов идти и проповедовать кротость и терпение, то стоит на грани смерти.
После спектакля состоялась встреча зрителей с актёрами. Не интервью, а разговор по душам о Достоевском. Говорили о детскости писателя и его искренности, о том, что каждое его произведение – это духовная высота, которую преодолеваешь, после чего и сам становишься чище и гуманнее. Актёры поделились тем, что автор им духовно близок. Им понятны его сомнения и метания, его язык. «Мы хотели сделать Достоевского понятным, а потому немного подурачились. И тем не менее мы максимально серьёзны и искренни».
На обсуждение остался молодой зритель. И он знает творчество писателя и понимает его. Молодые видят в нём не трибуна, а человека, для которого мир не стоит и слезинки замученного ребёнка.
Кукольная мистерия: двойные масштабы
Сюжет прост, как сама человеческая жизнь, и сложен, как бескрайняя Вселенная. Семью учителя судьба забросила в бескрайние казахские степи, на станционный полустанок Буранный. 1953 год. Фронтовик, военнопленный, участник партизанского движения надеялся избежать здесь репрессий. Но рука НКВД дотянулась и сюда.
Режиссёр-постановщик, музыканты, художники размышляли, в какой форме и какими средствами рассказать о той гулаговской поре, как сегодня достучаться до сердец?
Многоплановость спектакля, метафоричный язык, сочетание несочетаемого: куклы среди экспонатов музея Гулага. Зрители одновременно являются свидетелями и участниками. Зал переместился на сцену, где стояли несколько рядов стульев, а мини-подмостки – в двух шагах... На сцене – куклы, какими они бывают в библейских мистериях, статичные, подвижны только руки и головы. Рядом – кукловоды-артисты, к которым и приковано всё внимание, несмотря на то что они находятся в полутени, в полусвете. По ходу действия появляются музейные экспонаты, вещи, собранные в экспедициях по местам бывших лагерей: газовые фонари, лагерная кружка, тазик для стирки белья, колючая проволока. Они тоже действующие герои, за каждым стоит судьба реального человека.
По сцене, как символ бездушной и холодной к человеческим страданиям машины, движется поезд. Его корпус сделан из настоящей латунной гильзы от снаряда. Поезд несёт с Большой земли смертельную угрозу для обитателей полустанка. Он привёз сюда портфель, из которого появилась кукла в коричневом кожаном пальто – стукач. Потом и странную штуку – ракету с боеголовками. И вместо полустанка образовалась закрытая зона, откуда взлетают ракеты в космос. А кладбище, где должны найти упокоение умершие, осталось в зоне. И туда нет доступа. Ракеты – дело государственное, а похороны… Мусульманская похоронная молитва – старинное взывание к Богу, просьба смилостивиться и принять душу умершего – звучит из уст ребёнка. Тем страшнее и горше она. А поезда всё идут с востока на запад и с запада на восток…
Каждый момент жизни, каждый её поворот многозначен и обращён к нам, живущим ныне.
Почему кукольная мистерия? Мистерии, как правило, основываются на религиозных сюжетах, а значит, говорят о добре и зле. И этот спектакль, по сути, о том же, о чём написано в Библии.
Как выксунская публика приняла постановки театра «Преображение», читайте здесь.
Напоминаем, что Театральные сезоны ОМК в Выксе теперь продолжатся в сентябре.
Фото Лили Фроловой и из открытых интернет-источников