Главный вопрос: что привело к необходимости принять непопулярное решение о повышении тарифов на тепловую энергию и централизованное горячее водоснабжение?
К истории вопроса
Тариф на тепловую энергию и горячую воду установлен Региональной службой по тарифам Нижегородской области. (Это правительственный орган, который регулирует деятельность на рынке естественных монополий; к ним, кстати, относится и МУП «Выксатеплоэнерго»).
Предшествовало этому решению утверждение правительством Нижегородской области инвестиционной программы предприятия по строительству и техническому перевооружению системы теплоснабжения городского округа города Выксы. Учитывая, что индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги превышал среднее областное значение, Совет депутатов округа обратился к губернатору Нижегородской области с инициативой об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2016 г. в размере 15%. Указом губернатора Нижегородской области от 30.11.2015 г. №127 он был утверждён.
При обсуждениях я убеждаюсь, что наши люди хорошо разбираются в технических вопросах, нормативно-правовой базе, но далеко не все учитывают, что есть ещё законы экономики, финансовая сторона вопроса, и их нельзя не принимать во внимание.
К сожалению, ранее полноценной разъяснительной работы среди населения не было проведено. Сейчас крайне необходимо донести до людей, что в течение нескольких лет тарифы на тепло если и повышались, то очень незначительно, а то и вовсе не повышались. Всё это не могло не привести к огромной задолженности за потреблённые энергоресурсы (она уже составляет более 400 миллионов рублей). С другой стороны, есть решение Правительства Российской Федерации об изъятии и передаче в концессию активов убыточных предприятий. Если мы сами не сможем сделать наше теплоснабжающее предприятие эффективным, то рост тарифа, который установит концессионер (учитывая существующий в Нижегородской области уровень тарифов), будет ещё более ощутимым. Заметьте, для организаций-концессионеров законодатели не устанавливают ограничений в части увеличения тарифа.
Новая команда администрации округа, разобравшись в ситуации, была вынуждена прибегнуть к непопулярному решению – повысить тариф. Нельзя было допустить, чтобы система жизнеобеспечения оказалась под угрозой. Мы уже имеем значительные риски нарастающего снижения надёжности систем теплоснабжения и повышения аварийности в них. При этом времени запустить новый инвестиционный цикл до момента, когда технологическое разрушение станет фактически необратимым, практически не осталось.
В то же время, увеличив действующие тарифы, мы не ухудшаем условия для жителей округа в сравнении с другими территориями в части нагрузки по оплате коммунальных платежей. Я приведу данные, позволяющие сравнить уровень платы с 1 июля 2016 года у нас и в соседних муниципальных образованиях:
Но обоснован ли такой тариф на тепло с точки зрения необходимых затрат на его производство? Рассмотрим стоимость 1 Гкал тепловой энергии, вырабатываемой на котельной с высоким КПД (90%) и небольшими потерями (до 5%) при транспортировке в сетях.
На диаграмме (справа) представлены составляющие стоимости 1 Гкал. Они обеспечивают:
- компенсацию расходов на топливо при производстве тепловой энергии;
Она определяется с использованием такого технико-экономического параметра работы котельной и тепловых сетей как удельный расход условного топлива при производстве тепловой энергии. Для того чтобы выработать 1 Гкал тепловой энергии при КПД 90%, необходимо сжечь 140,47 м3 природного газа. Покупная стоимость 1 тыс. м3 газа с 1 июля 2016 года составит 5 072 руб. Соответственно, для выработки 1 Гкал затраты на газ составят 712,46 руб. (фактическое среднее значение КПД на действующих котельных не превышает 86%);
- компенсацию расходов на электроэнергию;
Насосное оборудование для производства и транспортировки тепловой энергии расходует 22 кВт*ч/Гкал электроэнергии. При стоимости 1 кВт*ч 4,74 руб. затраты на электроэнергию составляют 104,28 руб.;
- возврат капитальных затрат на строительство котельных и тепловых сетей;
Они определяются по формуле аннуитета с использованием таких технико-экономических параметров работы котельной и тепловых сетей, как норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, базовые величины капитальных затрат на строительство котельной и тепловых сетей, базовые параметры подключения к инженерной инфраструктуре. По сути, это затраты на реализацию инвестиционной программы. В тарифе возврат капитальных вложений обеспечивается через амортизационные отчисления, которые составляют 186,14 руб. на 1 Гкал;
- компенсацию расходов на уплату налогов (на прибыль, на имущество), аренды, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
В сумме они составляют 88,14 руб.;
- компенсацию расходов на оплату труда;
Её размер – 257,57 руб. исходя из среднемесячной заработной платы одного работника 18 795 руб. (что меньше средней заработной платы по отрасли);
- компенсацию расходов на отчисления по страховым взносам;
Это 30,1% от фонда оплаты труда, или 77,53 руб.;
- компенсацию расходов, связанных с эксплуатацией котельных и тепловых сетей;
Сюда входят: техническое обслуживание и ремонт, водоподготовка и водоотведение, сырьё и материалы, плата за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух. Сумма определяется исходя из технико-экономических параметров работы котельной и тепловых сетей. Это в совокупности составляет 107,15 руб.;
- компенсацию потерь при выработке и транспортировке тепловой энергии;
Её размер составляет порядка 5%, или 40,84 руб.;
- налог на добавленную стоимость;
Это ещё 283,34 руб.
Всего расчётный тариф составляет 1 857,45 руб.
В настоящее время себестоимость производства тепловой энергии в округе выше расчётного тарифа и, что важно отметить, мы не перекладываем убытки на плечи наших граждан. Только после выполнения мероприятий инвестиционной программы, когда мы введём в эксплуатацию пять новых источников теплоснабжения, повысим КПД оборудования и снизим потери в тепловых сетях, себестоимость производства будет соответствовать установленному регулятором тарифу.
Далее рассмотрим, какова реальная стоимость приготовления 1 м3 горячей воды.
Сначала необходимо купить холодную воду. Средняя цена 1 м3 холодной воды составляет 20,21 руб. Затем её надо нагреть. Из уроков физики в средней школе известно, что количество теплоты при нагревании или охлаждении тела рассчитывается по формуле:
Q= c*m*ДT
где:
с – удельная теплоёмкость воды, равная 1 ккал/кг*°С;
m – масса;
ДT – изменение температуры.
Для воды удельная теплоёмкость с = 1 ккал/кг*°С.
Таким образом, чтобы нагреть 1 м3 холодной воды с 10,2˚С (средняя температура исходной холодной воды) до необходимых 60˚С (температура подачи потребителю), необходимо использовать следующее количество тепловой энергии:
Q = 1 *1 000 * (60 – 10,2) = 49800 (ккал) = 0,049 (Гкал)
Имея тариф на 1 Гкал 1 855,81 руб., получаем стоимость 0,049 Гкал – 90,93 руб.
Суммировав 20,21 руб. (которые предприятие тратит на покупку холодной воды) и 90,93 руб. (необходимые для её нагрева), получаем 111,14 руб. за 1 м3. Это и есть экономически обоснованный тариф на горячую воду.
Предприятие реализует горячую воду по тарифу 106,84 руб. за 1 м3. Это без учёта потерь во внутридомовых сетях многоквартирных домов (в том числе через полотенцесушители), которые достигают 40%.
В итоге, если брать к расчёту общую квитанцию, то с 01.07.2016 г. для собственников, проживающих в квартирах с наиболее невыгодным набором коммунальных услуг, увеличение общего платежа не превысит 11,3 % (при инфляции за 2015 год 12,9%).
Для жителей, которым не предоставляется услуга централизованного горячего водоснабжения, рост не превысит 8%.
Следует также сказать, что в нашей области предельный индекс роста коммунальных платежей, превышающий 6,5%, был установлен для 47 муниципальных образований. Поэтому Выкса в этом плане не одинока.
Я уверен, что жители правильно оценят сложившуюся ситуацию. Сегодня руководители округа выбрали новый путь – провести масштабную реконструкцию объектов теплоснабжения с тем, чтобы наладить его эффективную работу. В правительстве области была утверждена инвестиционная программа, на долгосрочный период установлен экономически обоснованный тариф. Но ещё раз обращаю внимание, что и после планируемого повышения величина тарифов для округа останется одной из самых низких на территории нашей области.
Этот шаг был хорошо обдуман
Решение об установлении предельного индекса роста тарифов на теплоэнергию было принято на Совете депутатов в ноябре 2015 года. Какие обсуждения этому предшествовали, и почему народные избранники проголосовали именно так? Обратимся за комментариями к главе местного самоуправления, председателю Совета депутатов Игорю Матюкову:
– Прежде чем Совет депутатов обратился к губернатору области с инициативой об увеличении предельного индекса тарифов, прежде чем данное решение было принято, мы очень внимательно про-анализировали всю аргументацию администрации округа, ознакомились с цифрами и обратились к опыту соседних районов. И очень важно, что установление предельного индекса все присутствовавшие на заседании депутаты поддержали единогласно. Несмотря на то что данное решение нельзя назвать популярным, никто не воспользовался возможностью заработать себе определённые политические бонусы в глазах населения, высказавшись против.
В денежном выражении рост тарифа отразится в платёжных квитанциях увеличением в пределах примерно 500 рублей. И только понимая, что данная нагрузка для большинства выксунцев является посильной, мы сделали этот шаг, обратившись с инициативой к губернатору. Более того, Совет депутатов руководствовался и принципами справедливости, учитывая законы экономики. Выкса в своей ситуации не уникальна. 47 районов Нижегородской области реализуют подобные инвестиционные программы. Долгое время наш округ оставался территорией с одними из самых низких тарифов на тепловую энергию. И несмотря на грядущее повышение, мы по-прежнему будем платить за тепло меньше, чем, например, жители соседних Навашина, Кулебак, Арзамаса.
Более того, принимая решение об установлении предельного индекса, мы смотрели на перспективу. Повышая тариф сегодня, мы останавливаем его рост в будущем. Если бы «Выксатеплоэнерго», имеющее многомиллионную задолженность, в итоге было признано банкротом, то по концессионному соглашению, предусмотренному в таких случаях законодательством, предприятие оказалось бы передано частному лицу (которое увеличило бы тарифы в разы). Муниципалитет потерял бы контроль над этим стратегическим объектом.
Сегодня мы сохраняем МУП «Выксатеплоэнерго». Инвестиционная программа позволит повысить качество подаваемой тепловой энергии, поскольку предусматривает уход от устаревшей трассы «Лесная», строительство новых котельных, обновление коммуникаций. Вот чем мы руководствовались, принимая такое непопулярное, на первый взгляд, решение. Очень надеемся, что выксунцы отнесутся к этому с пониманием, ведь многие обращаются к нам по вопросам неудовлетворённости оказываемыми «отопительными» услугами. Теперь ситуация улучшится. Муниципалитет воспользовался шансом её исправить, пока не стало поздно.
А вы знаете, что...
В Испании, в провинции Кадис автономии Андалусия, находится город и муниципалитет Taриф с населением около
18 тысяч человек. Ничего особо интересного для туристов в нём нет – развалины средневековой крепости да сохранившиеся каким-то чудом старые ворота. Ах, да! Ещё город примечателен тем, что в нём ежегодно проводится фестиваль африканского кино. Странно, не правда ли? Ведь население Тарифа – испаноязычное! По какой же прихоти тогда африканское кино в европейском городке?
Так ведь с развалин крепости хорошо видны через Гибралтарский пролив горы в Марокко! Из Тарифа в африканский порт Танжер регулярно ходит паром. Сам же Тариф – южная оконечность Европы. Но не только это тянет сюда африканцев. Там же, в Гибралтарском проливе, есть небольшой остров Taриф. Совпадение названий не случайное. Дело в том, что Тариф (остров и населённый пункт) назывались иначе. Нынешнее имя у них закрепилось после вторжения в Испанию арабов. Завоеватель Тариф ибн Маллука в 710 году ступил на испанскую землю, став на ней первым арабом.
Так вот, арабы постарались извлечь из очень выгодного владения островом максимум пользы. Они установили пошлины (сборы) с проходящих по проливу кораблей. Они взимались с учётом количества и качества груза на судне. Чем ценнее был груз, тем выше бралась пошлина. В разговорной речи моряков стало звучать: «Отдать Тарифу». То есть заплатить чиновникам острова пошлину, которая со временем стала называться тарифом.
Сегодня существует множество тарифов. Самые распространённые – коммунальные. Они же, пожалуй, и самые критикуемые. Отчасти это объясняется тем, что коммунальные тарифы постоянно растут и стали серьёзно влиять на семейный бюджет.
В русском языке у слова «тариф» несколько близких по смыслу значений. Так, в словаре Ефремовой тариф – установленный размер стоимости чего-либо.
У Ожегова тариф – система ставок обложения, плата за пользование чем-то. В словаре Ушакова тариф – сбор с чего-нибудь. В словаре Даля тариф – роспись товаров с пошлиной с них.
Тарифы применяются всеми государствами. Никто уже не в состоянии сказать, сколько в мире существует тарифов. В нашу современную жизнь они вошли настолько прочно, что совершенно забылось смысловое значение сборов, которые арабы осуществляли на острове Taриф в древние времена. У них эти сборы на арабском языке назывались «определение». То есть после сбора судно получало своего рода «пропуск» (определение) на право плыть дальше по проливу или же зайти на стоянку в порт острова. Для полной ясности, нынешние тарифы должны бы называться переводом слова с арабского языка на другие языки. Но прижилось название по острову.
Фото Ольги Поповой и из открытых интернет-источников